Если ребенок не ползает в 6 месяцев. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача
Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.
Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!
Когда ребенок начинает ползать
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.
Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.
Как начинает ползти ребенок
Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.
Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.
Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.
Ребенок начал ползать
Все дети начинают ползать по-разному :
- Ребенок ползает по-пластунски
: малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски
, на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад
: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками
: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.
Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:
- на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.
На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.
На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.
Ползание на четвереньках
Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.
Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.
Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках
Как научить ребенка ползать
- Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга
. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте
Видео - как научить ребенка ползать
Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.
Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.
Последствия ограничения движения ребенка
В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.
Использование манежа
Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.
Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.
Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.
Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.
Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.
Использование ходунков
Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.
Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.
В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:
«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:
- Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.
Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.
Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.
Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.
- Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.
Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.
Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.
Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.
Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.
Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”
Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»
Видео - педиат об использовании ходунков
Младенцы приступают к ползанию и сидению, когда готовы к этим умениям физиологически. Если ребёнок абсолютно здоров, какие-то особые упражнения и подталкивание со стороны взрослых не понадобятся. Однако не всегда удаётся обойтись только естественным ходом событий. В некоторых случаях нужно помогать грудничку преодолеть страх перед ползанием, развить опорно-двигательный аппарат, показать, наконец, как можно передвигаться ползком. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка ползать.
Условия для развития навыка
Иногда родители недооценивают важность развивающей среды, полагаясь исключительно на внутренние силы детского организма. Однако некоторые условия для формирования умения ползать взрослые всё же могут создать.
Простор для перемещения
Чем больше свободного пространства вы предоставите ребёнку, тем скорее он начнёт ползать. Не следует полагаться на манеж, лучше освободите для малыша пол. Конечно, перед тем, как опускать детей на ковёр, уберите из комнаты все небезопасные предметы.
Поверхность
Идеальный вариант – твёрдое покрытие, например, ковёр или жёсткое покрывало. Некоторые родители приобретают специализированный коврик для ползания. Не следует опускать младенца на скользкий линолеум и неудобный паркет. Широкие двуспальные кровати также не подходят, поскольку они слишком мягкие.
Наклонные плоскости
Ползать на четвереньках можно научить и на поверхности, наклонённой под небольшим углом. Найдите гладкую широкую доску или купите домашнюю горку. Ребёнку нужно спускаться ползком с неё сверху вниз, безусловно, с подстраховкой родителей. В такой ситуации у малыша скорее разовьётся скоординированность движений, необходимая для ползания. Преграды
Требуются после того, как ребёнок научится самой простой и даже примитивной манере передвижения – на животике. Разместив на пути следования малыша различные барьеры и преграды, вы «заставите» малыша приподнимать корпус, чтобы двигаться вперёд.
Заинтересованность
Чтобы побудить младенца к двигательной активности, попробуйте заинтересовать его новой или любимой игрушкой, подойдёт также своеобразная «приманка» в виде домашнего животного. То есть необходимо создать вокруг ребёнка множество объектов для исследований.
Валик в качестве тренажёра
Он понадобится, чтобы научить ребёнка ползать на четвереньках. Такие упражнения пригодятся тем малышам, которые предпочитают передвигаться по-пластунски. Положите младенца животиком на валик и покачивайте его вперёд-назад. Эти движения заставят кроху переставлять ручки и подтолкнут его к настоящему перекрёстному ползанию.
Порой, чтобы немного подтолкнуть грудничка к ползанию, достаточно «погрузить» его в среду себе подобных. Ровесники-ползунки вдохновят его на новые свершения. Если у вас нет знакомых с детьми того же возраста, запишитесь в группу раннего развития.
Как научить ребёнка ползать в разном возрасте?
Согласно усреднённым показателям, малыши начинают передвигаться ползком приблизительно в 6-8 месяцев. В некоторых случаях (к примеру, если ребёнок родился недоношенным) можно не ждать появления этого навыка, а заранее подготовиться к нему.
В 5 месяцев
В этом возрасте дети начинают активно двигаться. Необходимо этим воспользоваться, например, учить грудничка поворачиваться на бок за привлекательными игрушками, шумными погремушками. Чтобы помочь ему наклоняться на бочок, положите его на спину, осторожно заведите коленку на бок, а малыш уже сам сможет закончить поворот корпуса.
В 6 месяцев
Необходимо продолжать обучать ребёнка поворотам и вращениям. Если он пока не , попробуйте помочь ему присесть. Только не нужно присаживать его надолго, обложив подушками. Лучше это делать в игровой форме, к примеру, с помощью фитбола.
В 7 месяцев
Обычно в этом возрасте малыши уже начинают предпринимать . Чаще всего они проходят следующие этапы:
На животе;
По-пластунски;
На четвереньках.
Если малыш не хочет вставать на четвереньки, сделайте тоннель или преграду, через которую ему придётся переползать. А ещё крохи любят препятствия в виде мамы или папы, хотя и само нахождение рядом родного человека уже является хорошим стимулом для активизации движений.
В 8 месяцев
На этом возрастном этапе малыши не только ползают, но и пробуют вставать. Важно предоставить малышу больше пространства для манёвров. Если же и сейчас ребёнок не делает попыток к передвижению ползком, необходимо обратиться к специалисту за консультацией.
Как научить ребёнка ползать на четвереньках?
Слабые ручки;
Заболевания опорно-двигательного аппарата.
Бездумно применяя специальные упражнения, вы можете только ухудшить детское здоровье. Если же доктор скажет, что малыш здоров, но просто ленится, смело приступайте к занятиям.
Упражнение № 1. Тянем ручки
Чтобы ползать на четвереньках, малыш должен уметь опираться на прямые руки и держать равновесие лишь на 3 точках опоры. Обычно полугодовалый ребёнок, лёжа на животике, способен приподняться на вытянутых руках и даже схватить погремушку одной из них, удерживая равновесия другой.
Как научить кроху этому умению? Необходимо положить ребёнка на живот и подвесить игрушку таким образом, чтобы она размещалась чуть выше его головки. Для захвата погремушки крохе нужно будет напрячь грудь, вытянуть руки и схватить одной ручкой желанный объект. Перед этим важно заинтересовать малыша, дав ему пощупать игрушку, а лишь затем её подвесить.
Упражнение № 2. Работаем ручками, лёжа на животике
Скатайте плед так, чтобы получился маленький валик. Его необходимо подложить под грудь малышу таким образом, что головка и руки свободно висели, а ножки и животик располагались на кровати. Ребёнок сможет без проблем хватать обеими ручками игрушку, разрабатывая тем самым вестибулярную систему.
Упражнение № 3. Стоим на четвереньках
Положите кроху на животик, под который нужно поместить маленькую подушку или скатанный плед. Детские руки и ноги должны свисать по разным сторонам, а грудь и животик – лежать на мягкой подложке. Волей-неволей ребёнку придётся встать на четыре точки опоры.
Упражнение № 4. Стоим на коленях
Некоторые малыши не желают ползать на коленях, предпочитая другой способ передвижения – подниматься на выпрямленных конечностях и быстро двигаться вперёд. Если вы хотите научить кроху ползать на четвереньках, прежде обучите его стоять на коленях. Для этого потребуется:
Прижать детскую спину к своему животу;
Обхватить ребёнка одной рукой под мышками;
Другой – поджать детские стопы и поставить малыша на поверхность коленями так, чтобы ровная спина полностью прижалась к вашему животу.
Позвольте ему поползать в таком положении. Если у него получается, не торопясь отпустите кроху от себя, чтобы он смог опереть на поверхность руками и коленками.
Упражнение № 5. Переставляем ножки
Разложите на полу высокий матрас и разместите на одном конце ребёнка таким образом, чтобы его грудь была на матрасе, локотки опирались на его поверхность, а колени стояли на полу. Перейдите на противоположную сторону и медленно тяните матрас на себя. Ребёнку придётся передвигать коленями, поскольку опора в виде его рук движется вперёд.
Упражнение № 6. Учим переставлять руки
Приподнимите ребёнка над твёрдой поверхностью (подойдёт столешница), придерживайте одной рукой под грудью, второй – приподнимите ножки. Занятие предназначено для того, чтобы дети смогли ладонями опираться на поверхность. Аккуратно подталкивайте малыша, тогда ему придётся переставлять ручки. Можно положить рядом любимую погремушку.
Упражнение № 7. Ползаем на четвереньках
Для этого упражнения вам потребуется ещё один человек. Поставьте ребёнка на твёрдую поверхность на четвереньки. Допустим, вы будете отвечать за перемещение детских ножек, а супруг – за движение ручек. Делать это нужно перекрёстно: один двигает вперёд левую руку, а второй подталкивает правую ногу, и наоборот.
Меры безопасности при обучении
Прежде чем научить ребёнка ползать, нужно побеспокоиться об его безопасности. Для этого опуститесь как можно ниже и посмотрите на комнату младенческими глазами. Что важно учитывать для комфортного путешествия ползком?
1. Правильная температура
На полу не должно быть ни слишком прохладно, ни слишком жарко. И, конечно, никаких сквозняков. Если всё-таки в квартире холодно, оденьте ребёнка в тёплую, но удобную для передвижения одежду.
2. Опасные предметы
Особую опасность для маленького исследователя представляют углы, дверцы шкафов, скатерти на столах. Приобретите накладки на мебельные углы, заблокируйте дверцы, уберите скатерть, которую малыш может опрокинуть на себя вместе с тяжёлыми или острыми предметами.
3. Высота
Этот опасный фактор исчезает, если кроха двигается по ковру. Ползание по дивану или кровати подразумевает обязательное нахождение родителей рядом с младенцем. Хорошо, если упав, ребёнок отделается шишкой и плачем. А вдруг случится серьёзная травма или возникнет боязнь высоты на всю жизнь?
4. Электричество
Проводки и шнуры прячем, а на розетки ставим заглушки. Внимательно просканируйте весь дом на предмет опасного соседства с малышом электроприборов. Их нужно поднять или вообще спрятать до лучших времён.
5. Бытовая химия, парфюмерия
Маленькие дети обожают пробовать всё на вкус. Заранее позаботьтесь о том, чтобы убрать подальше средства по уходу за вещами, духи, косметику, медикаменты. Спрячьте также наполнители для кошачьего туалета и корм для домашних животных.6. Питомцы
Конечно, в идеале ребёнок сам должен понять, как нужно ползать. Однако если у малыша не получается передвигаться ползком, в ваших силах помочь ему. Запаситесь терпением и помните, что даже не получив в итоге ползающего кроху, вы подготовили его организм к следующему этапу – прямохождению, укрепив мышцы и развив вестибулярный аппарат.
С самого первого дня, когда малыш только появляется на свет, мы уже начинаем представлять, как он сделает первые шаги, скажет свое первое слово. Но перед тем, как начать ходить, ребенок должен научиться сидеть и ползать. Родителям не стоит пускать все на самотек. Чтобы малыш развивался правильно и вовремя, ему нужно помогать.
Многие мамы задаются таким вопросом, когда малыш делает большой прыжок в развитии, пропускает этап ползанья и сразу начинает ходить, или наоборот решительно от всего этого отказывается.
Организм ребенка развивается поэтапно, и каждая ступень важна для дальнейшего развития детского организма. Мнение педиатров в этом вопросе также едино, ребенок должен ползать, а родителям необходимо ему в этом помогать. Массажи, гимнастика, плавание в бассейне, все пойдет на пользу растущему организму.
Что дает ребенку ползанье?
Ползать ребенок должен, но что же дает ему этот навык, зачем он вообще нужен. У многих детей после родов ставят такой диагноз, как минимальные мозговые дисфункции. Причиной становятся тяжелые роды или родовые травмы. Процесс ползанья помогает частично это компенсировать, что очень важно для развития подкорковых структур мозга.
Малыши, которые сначала начинают ползать, а потом ходить, имеют более развитый мышечный каркас. Во время ползанья развиваются мышцы всего тела, руки, ноги, плечи, запястья. Когда ребенок ползет, у него правильно раскрывается ладонь, что очень важно для развития мелкой моторики. Именно она напрямую связана с развитием речевого аппарата.
Ползанье несет в себе не только физическое развитие, но и умственное. При передвижении ребенка на четвереньках, развивается двухсторонняя координация. Левое и правое полушарие мозга начинают дружить и отвечать за работу друг друга. Координация становится лучше и малыш начинает хорошо владеть своим телом.
Очень часто случается, что ребенок, который пропустил этап ползанья, имеет проблемы в учебе. Чаще всего это трудности с чтением, которое является основой хорошей успеваемости школьника.
Когда правильно должен ползать ребенок
Каждый человек уникален в своем роде, также и развитие детей происходит сугубо индивидуально. Все нормы и показатели это лишь усредненные значения. Так считается, что малыш должен поползти примерно к шести месяцам. Хорошо освоить этот навык уже к семи. Повторимся, это лишь средние показатели.
Не стоит ждать, что в день исполнения полугода, ваше чадо должно встать на четвереньки и лихо уползти в соседнюю комнату. Все происходит постепенно, по мере готовности опорно-двигательного аппарата. Поводом для обращения к педиатру будет, если ваш малыш не научится ползать к девяти месяцам.
Когда дети должны ползать и сидеть
С самого рождения и до пяти месяцев ребенок находится в горизонтальном положении. Примерно к 5-6 месяцам происходит вертикализация. Первые попытки освоить вертикальное пространство начинаются в основном из положения полулежа.
Когда вы заметите, что малыш пытается приподняться и сесть, значит в скором времени про лежание придется забыть. К семи месяцам ребенок будет хорошо сидеть и активно ползать, познавая новый окружающий мир.
Ребенок должен сначала сидеть или ползать?
Существует три вида ползанья:
- На животе
- По-пластунски
- На четвереньках
Первые два чаще всего относятся к совсем маленьким деткам, около 4-5 месяцев. В это время ребенок учится переворачиваться со спины на живот и одновременно пытается ползти. В возрасте 4-5 месяцев малыши еще не сидят, но могут делать попытки, чтобы ползти на животе и по пластунски.
Нас интересует последний, третий вариант. Ползанье на четвереньках, это этап предшествующий прямохождению. Перед тем, как встать на четвереньки, ребенок должен сначала научиться сидеть.
Во время попыток приподняться и сесть, развиваются мышцы спины и пресса. Ребенок учится опираться на руки и удержать свой вес. Только после того, когда малыш научится хорошо сидеть он сможет делать попытки, чтобы поползти на четвереньках.
Во сколько месяцев ребенок должен ползать
Первые шатающиеся попытки малыша могут появиться даже в пять месяцев. Если брать нормативные показатели, то ребенок должен поползти к шести месяцам. Уверенно и быстро передвигаться должен уже к 7-8.
К этому времени координация движений налаживается, развивается опорно-двигательный аппарат. Малыш начинает устойчиво стоять и двигаться опираясь на руки и колени. Если ребенок не пытается и не ползает к 9-10 месяцам, то стоит обратиться к врачу.
Когда ребенок должен ползать Комаровский
Если обратиться к мнению известного доктора Евгения Комаровского, то он считает, что никаких временных рамок к развитию крохи применять нельзя. Ребенок никому нечего не должен. Сядет, поползет, начнет ходить тогда, когда сам этого захочет.
От взрослых требуется только помощь. Не нужно мучить ребенка интенсивными занятиями. Все упражнения должны выполняться только тогда, когда малыш в хорошем настроении и не против позаниматься. В ином случае никакой пользы вы не получите.
Укрепляйте организм зарядкой и специальными упражнениями с самого малого возраста, и этим вы окажете ему большую помощь.
Евгений Комаровский: 《Сидение, ползание, стояние, хождение…Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном-так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита》.
По мнению доктора, есть всего несколько причин, которые могут помешать ребенку ползать в 7-8 месяцев.
- Лишний вес
- Неокрепшая мускулатура
- Незрелое эмоциональное развитие
- Показатели здоровья
Видео: Комаровский когда ребенок должен начать ползать
Когда ребенок должен ползать на четвереньках
Для взрослых в ползании на четвереньках нет ничего необычного. Для ребенка это огромный скачек в развитии, притом и в физическом и в интеллектуальном. Исследуя пространство, которое его окружает, ребенок учится мыслить.
Сразу ползать малыш не начнет, ему нужно преодолеть несколько этапов. В 4 месяца учимся лежать на животе. В пятимесячном возрасте, для того, чтобы раздобыть интересный предмет или игрушку, он будет активно двигаться, отталкиваться, что в будущем поможет ему поползти.
К шести месяцам ребенок встанет на четвереньки и научится так стоять,качаясь вперед и назад. Спустя немного времени он начнет переставлять ручки и ножки, начнет ползать.
К 7-8 месяцам дети уже в совершенстве овладевают навыком передвижения на четвереньках.
Видео как научить ребенка ползать
Как научить ребенка ползать в 4 месяца
В 4 месяца ребенок только научился лежать на животе и держать в этом положении головку. С этого момента ему становится особо интересным все, что его окружает. Пора учиться ползать.
С этого раннего возраста ребенок учится ползать лежа на животе. Родителям нужно приготовить любимые игрушки, чтобы стимулировть малыша к движению вперед.
Перед тем, как начать занятия, обязательно нужно сделать массаж. Не забывайте и о хорошем настроении малыша. Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Упражнение 1.
Равновесие является основой для вертикализации. Ребенку обязательно нужно в этом помочь. Лежа на жестком и ровном покрытии, под грудь подложите валик, можно свернуть полотенце. Положите перед малышом и по бокам игрушки, он начнет за ними тянуться и поворачивать голову. Тренируется вестибулярный аппарат.
Упражнение 2.
Тренируем руки. Ребенку нужны сильные и крепкие руки. Поэтому им нужно уделить особое внимание. Положение малыша лежа на спине. Расположите над ним игрушки.Он будет тянуться за ней и пытаться приподняться на руке.
Упражнение 3.
Укрепляем мышцы спины и пресса. Для этого лучше всего подойдет фитбол. Положите малыша на живот, держите его крепко за бедра и начинайте покачивания вперед, назад и в стороны.
Упражнение 4.
Ребенок лежит на животе. Положите перед ним любимую игрушку. Когда он начнет к ней тянуться, подставьте под стопы опору из своих рук. Малыш будет отталкиваться и двигаться вперед.
Как научить ребенка ползать в 5 месяцев
В пятимесячном возрасте ребенок уже более активен. К уже вышеперечисленным упражнениям добавляем еще несколько. Не забудьте о предварительном массаже.
Стойка на четвереньках. Чтобы ребенок встал на четвереньки, подложите ему под животик подушку, и он начнет автоматически вставать на четыре точки опоры.
Упражнение 《Тачка》. Поставьте руки малыша ладонями на ровную твердую поверхность. Ножки и талию обхватите руками. Положите перед ним яркую игрушку, и ребенок начнет стоя на руках двигаться к ней.
Стоим на коленях. Прижмите ребенка спиной к себе, обхватите его рукой под мышками. Второй рукой подожмите ножки так, чтобы он встал на колени. Стимулируйте движение вперед яркой игрушкой.
Как научить ребенка ползать в 6 месяцев
Обычно в этом возрасте дети хорошо сидят. Можно разнообразить занятия, добавив еще несколько укрепляющих упражнений.
Добавляем упражнение на фитболе. Прыжки на мяче.
Сядьте и зажмите мяч между ног. Посадите ребенка перед собой и возьмете за ручки. Делаем десять подпрыгиваний. Со временем увеличивайте количество прыжков. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, координацию и мышечный каркас. Во время прыжков ребенок пытается удержать себя на мячике, группируется и напрягает почти все мышцы.
Для еще одного упражнения вам понадобится пачка подгузников. Положите ее на полу, на нее грудью положите малыша. Ручки должны стоять на ладонях, ножки согнуты в коленях. Передвигайте ребенка вместе с подгузниками, ему придется двигаться на четвереньках.
Снова берем фитбол. Ребенок лежит на животе, вы держите его за ножки. Перед мячом положите игрушку. Наклоняйте вперед так, чтобы малыш схватил игрушку. Сделайте 8-10 раз. Упражнение учит тянуться вперед, развивает мышцы рук и плеч. Координация.
Как научить ребенка ползать в 7 месяцев
Указанный выше комплекс упражнений от 4 до 6 месяцев поможет малышу встать на четвереньки и совершать попытки поползти. Некоторые детки в 7 месяцев уже хорошо и быстро ползают, а другим нужна тренеровка.
Чтобы ваш ребенок был уверен, что ползание безопасно, покажите ему это на своем примере. Поставьте детку на четвереньки и сами примите такую же позу. Ползайте с малышом во всех направлениях. Так у него будет пример как это делать, чувство безопасности в окружающем пространстве.
Поставьте ребенка в стойку на четвереньки. Разложите перед ним игрушки, только не большую кучу, чтобы внимание не рассеивалось, достаточно 3-4 игрушки. Малыш будет поднимать по одной, перенося вес только на одну руку. Это очень хорошо тренирует руки и спину.
Если ребенок не решается двинуться с места, попросите помощь партнера. Пусть один переставляет ручки, второй ножки.
Видео как научить ребенка ползать Комаровский
Как научить ребенка ползать вперед
Чтобы двигаться вперед ребенку нужен стимул и чувство безопасности. Стимулом будут любимые игрушки, пульты или телефоны.
Положите в метре от малыша игрушку и поставьте его на четвереньки. Под грудью пропустите полотенце. Держа полотенце за оба конца помогайте малышу продвигаться вперед.
Если ребенок еще не стоит на четвереньках, а только лежит на животе ему нужен толчек для продвижения вперед. Соедените ноги и согните их в коленях, как у лягушки, а к стопам подставьте ладони. Малыш будет рефлекторно отталкиваться и двигаться вперед.
Хорошим примером станет уже ползающий товарищ. Вместе детки развиваются быстрее и веселее.
Как научить ребенка ползать назад
Такой необходимости, как обучению ползанья назад нет. Многие детки сами, сначала начинают пятиться на четвереньках назад, а только потом двигаются вперед.
Некоторые мамы считают,что ползанье назад это проблема. Ничего страшного в этом нет, малыш освоится в новом для себя пространстве и начнет ползать во всех направлениях.
Как научить ребенка ползать и вставать
Научившись сидеть и ползать пора переходить к следующему этапу. По мере развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы, ребенок начнет делать попытки, чтобы подтянуться на руках и встать на ножки у опоры.
Для того, чтобы эту у него получилось как можно быстрее, обязательно нужно развивать мышцы рук. Хорошо поможет упражнение 《турничек》. Его можно начинать делать и с 4 месяцев.
Можно сделать в кроватке яркую перекладину, за которую малыш будет подтягиваться и пытаться привстать. Таким турником могут стать и ваши руки, просто давайте ребенку возможность подтягиваться за ваши пальцы, когда он лежит на спине.
Когда ребенок ползает, разложите его любимые игрушки на разной высоте. Так у малыша будет цель, ради которой нужно подняться. Также можно развешать и на бортиках кроватки, различные игрушки и пищалки, которые обязательно поманят юного исследователя.
Если малыш с удовольствием ползает, но не хочет вставать, торопить его не надо, значит еще не пришло время.
Видео как научить ребенка ползать по-пластунски
Как научить ребенка переворачиваться и ползать
Учить малыша переворачиваться со спины на живот и обратно можно с 3 месяцев. Упражнения совсем несложные. Вам понадобится интересная игрушка и твердая ровная поверхность.
Положите ребенка на спину и покажите игрушку. Медленно отведите ее в сторону и положите сбоку чуть выше головы. Если малыш тянется но не может перевернуться слегка помогите ему.
Опять выкладываем на спинку. Дайте малышу одну свою руку чтобы он мог за ней тянуться, второй согните ножку в колене и заведите над второй, перевернитесь. Так делаем несколько раз в каждую сторону.
Чтобы переворачиваться с живота на спинку, из положения лежа на животе, вытяните аккуратно одну ручку вперед и переверните малыша. Повторяя такое упражнение каждый день несколько раз ребенок запомнит, и начнет сам переворачиваться.
После переворотов положите ребенка на живот. Перед ним его любимый предмет, чтобы был стимул ползти вперед. Ножки согните как у лягушки и подставьте ладони под стопы, будет опора для толчка вперед.
Регулярно выполняя все эти упражнения вместе с массажем, ребенок начнет самостоятельно переворачиваться и ползти.
Видео как научить 5 месячного ребенка ползать
У многих детей в процессе роста есть определенные трудности. Они учатся держать спину, опираться на руки, ноги и в конце концов передвигаться. Родители могут помочь ребенку начать ползать, но при этом важно посоветоваться с педиатром и невропатологом. Специалисты могут назначить массаж и медикаментозное лечение. Только убедившись в том, что у малыша все в порядке можно задаваться вопросом – как научить ребенка ползать.
Согласно общепринятым нормам, ребенок должен начать ползать в возрасте от 5 до 9 месяцев. Девочки обычно в этом плане более ранние. Впрочем, некоторые дети этот этап пропускают и после того как научатся сидеть, сразу начинают пытаться ходить. Это не совсем полезно для костного аппарата ребенка, так как во время ползания задействуются позвоночный, шейный отделы, тазобедренный сустав, в целом укрепляются мышцы всего тела.
Освоение навыков движения зависит от многих факторов:
- здоровье ребенка;
- масса тела;
- активность.
Каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит поспешно учить малыша ползать в 6 или 7 месяцев, потому что другие сверстники уже освоили этот навык. Любой педиатр заверит родителей, что ничего страшного нет, если ребенок еще не начал становиться на четвереньки и двигаться до 8-9 месяцев, гораздо серьезнее, если малыш к этому возрасту еще не умеет переворачиваться.
Нужно ли учить ребенка ползать?
Медики говорят, что научиться ползать ребенок может вполне самостоятельно, пусть это будет выглядеть неуклюже, но главное, что он это будет делать своевременно, именно тогда, когда мышцы способны выдерживать такую нагрузку.
Ползание полезно, оно способствует:
- укреплению мышц, связок, позвоночника;
- развивается координация движений;
- малыш становится более самостоятельным, двигательная активность способствует улучшению работы головного мозга.
Начать помогать ребенку стимулировать ползание нужно, если он испытывает трудности (при большом весе) или ленится. При задержке развития можно также поспособствовать приобретению навыков.
Научить ползать грудничка можно при помощи комплекса упражнений, гимнастики и . Лучше не спешить, требуется обратить внимание на то, что ребенок уже умеет, а затем уже приступать к новым тренировкам.
Как научить ребенка ползать?
Ежемесячно грудничков приводят на осмотр к педиатру, врач фиксирует этапы развития. Чаще всего для профилактики назначается массаж. Педиатр может направить родителей к специалисту в лечебном учреждении либо показать несколько основных упражнений для выполнения дома.
Сразу стоит отметить, что кожа ребенка очень нежная и чувствительная, поэтому сеанс нужно начинать с легкого поглаживания – это улучшает кровоток и разогревает мышцы. Весь комплекс массажа – это не более чем разминание тела, можно делать легкие пощипывания стоп, рук и спины. Малышам нравится, когда используются элементы гимнастики – махи руками и ногами, скрещивание, велосипед.
Во время гимнастики можно обучать движениям, т. е. сгибать поочередно руки и ноги, таким образом формируется мышечная память. Процедуру разрешается выполнять ежедневно, не более 15-20 минут.
В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ползать, нужно создать соответствующие условия. Малышу должно быть интересно двигаться: так, можно подготовить яркую игрушку и расположить ее чуть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, это должно стимулировать его к движению.
Говорить «как заставить ребенка ползать ребенка» не совсем уместно. Лучше спросить: как научить ребенка ползать? Для этого нужно обеспечить условия комфорта и безопасности, поэтому взрослые всегда должны быть рядом, чтобы подхватить или удержать чадо, так как первые движения будут неуклюжими. Некоторые родители создают целые треки-дорожки для ползания из пледов, подушек и других подручных средств. Есть специальный тренажер Домана, его принцип заключается в том, что изначально ребенок двигается по дорожке с небольшим уклоном вниз, освоив этот навык, можно учиться ползать под горку, это тяжелее.
Упражнения для ползания
Тренировки можно проводить регулярно, если нет противопоказаний. Есть основные виды упражнений, которые испробовали для обучения множество родителей. В каждом случае тренируется определенная группа мышц. Умение может прийти не сразу, так малыш может научиться ползать по-пластунски, а только затем вставать на четвереньки.
Виды тренировок:
- Движение на валике. Ребенок находится в положении лежа на животе. Необходимо скатать небольшой валик из любой мягкой ткани и положить его под грудь. В таком положении грудничок вынужден будет опираться на руки и двигаться, чтобы была возможность достать интересующий предмет.
- Движение рук или упражнение «Тачка». Нужно расположить ребенка на животе, одной рукой приподнимают грудную клетку, второй придерживают ножки. Нужно чтобы малыш опирался только на руки. Изначально пусть ребенок научится стоять в таком положении, не нужно сразу заставлять его передвигаться.
- Чтобы научить ребенка ползать на четвереньках, ему необходимо дать понять, что руки должны быть выпрямлены, а ноги находиться в согнутом положении. Для этого необходимо подобрать подушку или сложить плед так, чтобы, расположив его под живот ребенка, конечности касались горизонтальной опоры (пола, дивана, матраса и т. д.). Изначально ребенок должен научиться стоять в этой позе, после подушку можно убрать.
- Нередко, ребенок, умея стоять на четвереньках, боится совершить дальнейшие движения. Для помощи в упражнении нужно задействовать папу и маму. Один взрослый должен держать руки и направлять движение, другой то же самое делает с ногами. Одновременно с левой рукой нужно передвигать правую ногу и так далее.
- Опора на коленки. Некоторые дети сразу пытаются встать на стопы, а это трудно. Нужно показать грудничку, что на согнутых ногах боле удобно, для этого нужно взять малыша спиной к себе (рукой обхватить живот), затем расположить ребенка на плоской поверхности, другой рукой направлять ноги. Спина малыша при расположении касается живота родителя. Для движения на коленях есть еще упражнение с матрасом. На пол нужно положить подушку или матрас, руки ребенка должны быть на возвышенности, колени на полу. Родитель должен потихоньку тянуть подушку на себя, тем самым, заставляя ребенка двигать ногами.
- «Лягушка». В этом случае малыш уже должен уметь опираться на руки. Под грудь нужно установить валик или подушку. Взрослый располагается сзади, при этом поочередно нужно сгибать ногу ребенку по направлению к попе, тем самым, давая возможность ему отталкиваться ступней. Позднее грудничок может самостоятельно начать передвигаться, опираясь о вертикальную опору. Изначально он будет отталкиваться только стопами, потом научиться ползать по-пластунски.
- Опора-пояс. Необходимо взять широкое полотенце, простынь, покрывало или шарф и сформировать полосу, длиною не менее 1 метра. Расположить ткань нужно в форме петли, то есть обернуть ею тело (от груди до живота) так, чтобы руками держать концы покрывала, одновременно контролируя движение. Приподымая таким образом ребенка, ему становится легче удерживать спину и передвигать руками и ногами.
Лучший способ стимуляции – это наличие примера. Дети легко перехватывают навыки друг от друга, т. е. если рядом будет находиться ребенок, который умеет ползать, то второй быстрее и легче этому научиться. Если других малышей нет, то родителям придется реализовывать задуманное на собственном примере, а именно – самим ползать рядом. Нужно проделывать это в зоне доступности ребенка, затем можно немного удалиться, чтобы у малыша был интерес приблизиться.
Что делать, если ребенок не ползает?
При правильном подходе родителей, спустя 4-6 недель тренировок, малыш должен пытаться самостоятельно ползать. Не стоит бить тревогу, если этого не произошло в 7-9 месяцев. Но когда к 9-10 месяцам родители регулярно делают массаж, гимнастику, упражнения и результатов нет, тогда необходимо обращаться к врачу. Скорее всего, педиатр направит на консультацию к невропатологу и ортопеду.
Каждый этап развития ребенка по-своему интересен и имеет особенности. В основном дети осваивают навык ползания в возрасте от 6 до 10 месяцев, иногда малыши пропускают этот этап и сразу начинают ходить. Поспособствовать укреплению мышц можно при помощи гимнастики и массажа. Если у малыша не получается ползать самостоятельно, то взрослые могут помочь, используя при этом комплекс упражнений.
Под двигательной активностью педиатры понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение этих навыков в определенной последовательности называют «цепочкой двигательной активности».
Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено цепи. Например, в 1,5–2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3–4 месяца - переворачиваться со спинки на живот, в 6–7 месяцев - сидеть с поддержкой рук, в 7–9 месяцев - сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10–12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения.
Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, сразу начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития. Тем не менее, общепризнано, что возрастной период считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний.
Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное ребенком. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития Поэтому в это время очень важно следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.
С точки зрения физиологии стоять на двух ногах и делать первые шаги даже проще, чем ползти, поочередно передвигая четыре конечности. Одним словом, в неумении ползать нет никакого «скачка», есть банальная недоразвитость мышц, а также лень со стороны крохи и, возможно, его родителей.
Родителям не стоит полагаться исключительно на мудрость природы, нужно заниматься с ребенком, видеть и чувствовать его способности и помогать ему учиться ползать. Многие мамы активно развивают у деток мелкую моторику, забывая про развитие не менее важной крупной моторики. Ползание - это та самая крупная моторика, которая способна активировать высшие психические функции. Так как же научить ребенка ползать?
Почему важно вовремя научиться ползать
Ползание - одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения стимулируется рост двигательной активности и как следствие - нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок.
Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе) и плюс - хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша.
У крохи появляется чувство независимости - теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже садиться и вставать.
Если твой 7-8-месячный малыш не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учти, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка ползать, потому что просто подошел срок.
Если ребенок не делает попыток ползать из положения на животе или это дается ему явно тяжело, стоит провести курс массажа. Это укрепит мышцы спины. Малышам часто не нравится то, что идет через некоторое усилие, дискомфорт. Это ведь работа мышц, не иначе.
На вопрос «как научить ребенка ползать в 5-6 месяцев?» известный доктор Комаровский отвечает, что малыш начнет это делать только тогда, когда сам будет к этому готов. Тогда, когда в нем проснется интерес к движению, желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну».
Не ограничивай пространство
Тебе необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда.
Ограниченный в пространстве, он не будет иметь стимулов для вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для тебя важно нормальное физическое развитие обожаемого чада и ты хочешь знать, как научить его ползать, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позволь маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы - куда, зачем и когда ему ползти.
Будь уверена: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если твой малыш начал ползать, но как-то странно, неправильно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику.
Ребенок выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйся, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания - «перекрестную» - когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.
Итак, ты полна решимости и хочешь узнать, как научить ребенка ползать на четвереньках. Тогда запасись терпением и обрати внимание на несколько несложных советов.
1. Увеличь пространство
Даже в небольшой квартире постарайся создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличной стартовой полосой может послужить длинный коридор или путь на кухню.
2. Борись с грязью и пылью
Регулярно проводите . Обязательным должны стать ежедневное мытье полов, вытирание пыли. Чаще пылесось и чисти ковры, раз в неделю - глобальная уборка. Старайся не использовать при этом химических средств, по крайней мере, в тех местах, где часто бывает малыш. Приучай себя сразу после уборки убирать все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут очень опасной целью твоего крохи.
3. Привлекай внимание ребенка игрушками
Раскладывай вокруг малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать.
Не спеши подать желаемый предмет по первому требованию, дождись хотя бы малейших попыток ребенка приблизиться. Затем похвали малыша, объясни, что он все правильно делает и (внимание!) перемести ребенка поближе к игрушке, а не наоборот - как делается обычно.
4. Создай конкуренцию
Ходи в гости или приглашай к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание «Я тоже хочу так и туда» непременно подтолкнут «неторопыжку» к действиям. Кроме того, карапузы очень быстро перенимают навыки от других детей.
5. Подготовь поверхность
Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. В случае с паркетом для улучшения качества ползания, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилай детский коврик или обычное покрывало. Еще можно нашить наколенники из плотного не скользящего материала на ползунки.
6. Не создавай помех
Не перегружай ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить малыша двигаться, если он одет, как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевай ребенка легко - достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой - в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.
8. Учи на собственном примере
Помни, что лучший способ чему-то научить малыша - это объяснить и показать все на собственном примере. Так что приобретай наколенники и налокотники, вставай на четвереньки и вперед - на освоение квартирного пространства. Тем более, что с такого ракурса тебе обязательно откроются незаметные прежде детали жилища. А еще найдутся давно потерянные вещи.
8 полезных упражнений
Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц). Ты можешь найти много обучающих видео на эту тему, а также подробно описывающих, как научить ребенка ползать и сидеть.
1. Выкладывание на живот (по 5–10 минут 2–3 раза в день)
Выкладывая ребенка на живот, подложи под него небольшой плотный валик (из тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попы вперед и назад. Слегка потяни ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.
2. Ползание с отталкиванием от руки (4–5 раз)
Исходное положение: лежа на животе, стопами к тебе. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держи его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляй. Побуждай ребенка ползти вперед, но не делай это за него.
3. Отведение плеч назад (2–3 раза)
Исходное положение: лежа на животе. Возьми ребенка за кисти. Сначала потяни руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподними голову и корпус малыша над столом. Затем начинай уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводи ручки назад и вверх до сближения лопаток.
4. Сгибание и разгибание ног и рук (по 8–12 раз каждой конечностью)
Исходное положение: лежа на животе. Начни со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхвати их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибай и разгибай колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног «лягушкой») или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх.
Затем перейди на сгибание рук: обхвати предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибай и разгибай руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождай упражнение командой и счетом: «Ползем, раз, два, три, четыре».
5. Подъем тела за кисти выпрямленных рук (2–3 раза)
Исходное положение: лежа на животе. Одной рукой возьми малыша за кисти. Потяни их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начни приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживай кроху посередине спины. Зафиксируй такое положение 2–3 секунды. Плавно верни ребенка в исходное положение.
6. Хождение на руках при поддержке под живот (4–5 раз)
Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьми малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая - под животиком и бедрами. Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.
Создавая эффект хождения на руках, подталкивай руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую, то правую. Добравшись до противоположного края, протяни малыша обратно, так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.
7. Присаживание при потягивании за руки (2–3 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Возьми ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяни за них, но не поднимай малыша сама. Дождись, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжай придерживать ребенка, следи за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в исходное положение.
8. Поднимание прямых ног (4–5 раз)
Исходное положение: лежа на спине. Двумя руками удерживай голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные - придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша подними прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в исходное положение. Также не забывай о поворотах со спины на живот и обратно, упражнении «ножницы» руками и ногами, боксирующих движениях руками и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.