Сколько весит блок двигателя 402. Электрическая система автомобиля Газель. Места, требующие монтажных работ
Сначала разберемся какие автомобили какими двигателями комплектовались с завода
С 1970
по 1986
год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24 комплектовался двигателем ЗМЗ-24Д
– степень сжатия 8,2, мощность 95 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-01 комплектовался двигателем ЗМЗ-2401
– степень сжатия 6,7, мощность 85 л.с.
С 1986
года по 1992
-й год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24-10 комплектовался двигателем ЗМЗ-402.10
– степень сжатия 8,2, мощность 100 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-11 комплектовался двигателем ЗМЗ-4021.10
– степень сжатия 6,7, мощность 90 л.с.
С 1992
года и до конца выпуска карбюраторных Волг автомобили комплектовались двигателями ЗМЗ-402.10
и 4021.10
. без сколь либо значимых изменений в конструкции.
Основными характеристики и конструктивные отличия двигателей ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-2401, ЗМЗ-402.10, змз-4021.10:
ЗМЗ-24Д | ЗМЗ-2401 | ЗМЗ-402.10 | ЗМЗ-4021.10 | |
Рабочий объем, куб.см. | 2445 | 2445 | 2445 | 2445 |
Максимальная мощность при 4500 об/мин | 95 | 85 | 100 | 90 |
Степень сжатия | 8,2 | 6,7 | 8,2 | 6,7 |
Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин, Н*м | 186,3 | 171,6 | 182 | 172 |
Топливо | АИ-93 | А-76 | АИ-93 | А-76 |
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч) | 306(225) | 312(230) | 292,4(215) | 299,2(220) |
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм | 92х92 | 92х92 | 92х92 | 92х92 |
Размещение водяного насоса | ГБЦ | ГБЦ | блок цилиндров | блок цилиндров |
Диаметр выпускных клапанов, мм | 36 | 36 | 39 | 39 |
Диаметр впускных клапанов, мм | 47 | 47 | 47 | 47 |
Водораспре-делительная трубка в ГБЦ | есть | есть | нет | нет |
Штатный карбюратор | К-151 | К-151 | ||
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 |
Двойные пружины клапанов | нет | нет | да | да |
Количество стоек оси коромысел | 4 | 4 | 6 | 6 |
Исходя из таблицы и заводских отчетов мы видим, что основные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-24Д такие:
- система охлаждения с помпой на блоке цилиндров без водораспределительной трубки с измененной циркуляцией жидкости
- увеличенный диаметр выпускных клапанов
- установлены двойные пружины клапанов (выше надежность)
- установлены две дополнительные стойки для краев оси коромысел
- штатный карбюратор заменен с на К-151 (и модификации в т.ч. К-151-С)
- шпильки крепления ГБЦ увеличенного диаметра и иной резьбы (вместо М11х1 на М12х1.25)
- увеличена масса шкива-демпфера коленчатого вала
- изменен профиль кулачков распределительного вала
- распределительный вал стал чугунным вместо стального
- масляный насос с алюминиевым маслозаборником вместо стального и с увеличенной производительностью
- изменена конструкция масляного радиатора
p.s. Характеристики двигателей приведены из заводских руководств по эксплуатации автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 соответственно. Следует учитывать, что по нынешним методам измерения мощности и крутящего момента моторы показывают более скромные показатели нежели заявлено (в среднем на 5 л.с. и 5Нм меньше). В любом случае разница между ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-402 четко прослеживается по таблице. Мы видим, что старик ЗМЗ-24Д имеет несколько более тяговую характеристику нежели ЗМЗ-402. Это обусловлено вышеописанными изменения в конструкции.
Ставшая незаменимым транспортным средством Газель с 402-м мотором, с годами все же требует к себе внимания.
Электропроводка не значится среди подлежащих плановой замене деталей, однако электрическая схема довольно часто требуется при осуществлении ремонтных работ в подкапотном пространстве.
Оснащенный карбюраторным двигателем ЗМЗ-402, автомобиль успешно вырабатывает свой моторесурс, и когда приходит время капитального ремонта, многие владельцы задумываются не только о восстановлении, но и о перенастройке его работы.
А поскольку карбюраторные версии силовых агрегатов канули в прошлое, то остро стоит вопрос о перспективах использования восстановленного мотора.
Электрическая система автомобиля Газель
Переход на инжекторные многоклапанные двигатели возможен и даже рекомендован автопроизводителем, однако не всегда владельцев такой подход устраивает, и в первую очередь с финансовой стороны.
Совет: Как бы там ни было, а извлекая мотор для переборки, у владельца есть возможность заменить и старую электропроводку.
Если ресурс восстанавливаемого силового агрегата внушает оптимизм, а под рукой есть схема электропроводки Газель — двигатель 402 вполне может прослужить еще не одну сотню тысяч километров.
Замена проводки на автомобиле Газель
Причины, вызывающие необходимость замены , заключаются не только в связи с переборкой силового агрегата, но и:
- Вследствие естественного износа проводов;
- Расслоения изоляции из-за естественного старения;
- Механических повреждений (перегибы, задиры);
- Коротких замыканий в той или иной электроцепи;
- Окисления контактов и разъемов.
Дополнительные материалы для замены
Помимо покупки новой электропроводки, соответствующие используемому мотору, также подлежат замене:
- Высоковольтные провода;
- Электронный коммутатор (в поздних версиях моторов серии ЗМЗ-402);
- Катушка зажигания;
- Реле уровня заряда АКБ;
- Контактная группа блока предохранителей;
- Замок зажигания.
Места, требующие монтажных работ
Укладка жгута проводов не является сложным делом, тем более, что места их закрепления на раме предусмотрены изначально (желоба, технологические отверстия и т.п.).
Однако, по сложности, работы по замене подразделяются на зоны ответственности:
- Подкапотное пространство;
- Салон автомобиля;
- Задняя часть кузова.
Наиболее простой в плане подключения является задняя часть автомобиля, где требуется лишь закрепить жгут и подключить задние фонари и датчик уровня топлива в бензобаке. Более сложными являются салон и подкапотное пространство.
Монтаж проводки на автомобиле Газель
Проводка на Газель 402 подразделяется на указанные зоны.
Разложив на свободном месте новый комплект проводов, сразу будет заметна его ориентация:
- Наиболее длинный и тонкий жгут предназначен для задней части;
- Более короткий – для салона;
- Наибольший по количеству проводов и разъемов – для подкапотного пространства.
Начало работ по замене проводки осуществляется из кабины:
- Закрепляем жгут в салоне;
- Протаскиваем второй жгут проводов под капот и закрепляем;
- Протаскиваем задний жгут по раме, соединяем разъемы, ориентируясь по расцветке проводов;
В подкапотном пространстве:
- Разделяем жгут на правую и левую стороны, ориентируясь по длине и разъемам;
- Подключаем коммутатор;
- Подаем провод на генератор;
- Соединяем регулятор напряжения;
- Подключаем катушку зажигания;
- Соединяем клеммы стеклоочистителя, реле поворотов;
Совет: проводка Газель 402 имеет разделения на цвета, которые соответствуют цветам, изображенным на .
В кабине:
- Подсоединяем разъем к блоку предохранителей;
- Подаем провод на отопитель;
- Соединяем на рулевой колонке переключатель света;
- На панели приборов запитываем центральный переключатель головного света, кнопку аварийки, подсоединяем приборы.
Выводы: используя заводскую или другой, можно самостоятельно заменить старые провода, придерживаясь условных и цветовых обозначений.
Каждый автолюбитель просто обязан следить за своим автомобилем и поддерживать его в хорошем состоянии, и очень многих водителей беспокоит достаточно большой расход топлива Газели 402. Двигатель и карбюратор этой модели отличаются надежностью, и не без оснований пользуются любовью народа, но, имеют небольшой недостаток, о котором и пойдет речь.
О двигателе
Производство одного из самых актуальных двигателей для автомобилей началось еще в 60-х годах прошлого столетия. Изготовление ЗМЗ-402 началось на одном заводе, процесс и модель совершенствовались, и со временем эти двигатели начали поставлять на все заводы, специализирующиеся на сборке таких автомобилей как «Волга» и «Газель».
За прошедшие годы, марка доказала, что не зря занимает свое место на рынке. Основные его преимущества:
- запускается даже при достаточно низких температурах;
- простота в эксплуатации и при техническом обслуживании;
- низкая стоимость запчастей;
- надежность в применении;
- возможность использования любого вида топлива.
Но, у ЗМЗ-402 есть и недостатки. Потребление топлива на Газели с 402 двигателем – достаточно актуальный вопрос, часто задаваемый владельцами таких автомобилей как «Волга» и «ГАЗель», которые составляли большую часть автотранспорта страны. Эти машины надежны, и еще не в таком далеком прошлом были очень популярны . Но, на сегодняшний день они отходят на задний план и понемногу превращаются в раритет. Одной из причин этому является именно потребление горючего.
Расход топлива
Что на него влияет
Расход бензина на Газель 402 на 100 км зависит от разнообразных условий, и может достигать цифры больше чем 20 литров. На сегодняшний день, именно из-за этой цифры ЗМЗ-402 не может конкурировать с другими автомобилями, так как их показатели практически в два раза ниже. Но, при желании, этот недостаток можно устранить, соблюдая несложные правила или прибегнув к небольшой хитрости, например, заменив карбюраторный движок.
Первый фактор, влияющий на расход и величину потребления топлива на Газели 402 с карбюратором Солекс, который чаще всего и устанавливается на данные модели двигателей, это мастерство водителя. Чем выше качество вождения, более ровная скорость и менее резкие виражи – тем меньше расход горючего. Резкое торможение и частые разгоны – самые злостные враги для экономии каждого автомобиля, тем более газели. Самым верным вариантом и оптимальным решением будет просто соблюдать установленные правила относительно скорости на данном участке дороги.
Совпадают ли указанные в документах и реальные показатели
Средний расход топлива на трассе на 100 км – около 20 литров, в то время как на самом деле этот показатель может быть и выше, особенно если осуществлять езду по городу. Здесь стоит учитывать не только профессионализм водителя, но, и качество наших дорог, которые зачастую вынуждают превысить нормы расхода горючего. Как уже говорилось выше, резкое торможение и внезапный набор скорости не очень положительно влияют на экономию бензина или газа, а ведь такие ситуации – не редкость на наших шоссе и трассах, тем более, если используется такая достаточно массивная машина как «Газель».
Устранение проблемы
Как уменьшить расход топлива? Мы уже знаем, что на это влияет стиль езды и качество дорожного покрытия, но, это еще не все. На какие еще факторы стоит обратить внимание:
- Расход горючего зависит и от сезона. В холодное время достаточно большая часть используется для прогрева, тем более, если поездки совершаются на короткое расстояние. Приходится часто глушить, заводить и прогревать движок.
- Состояние двигателя и автомобиля в целом. При ухудшении качества характеристик в связи с возникновением каких-либо неисправностей, топливо просто вылетает в трубу, тем самым, увеличивая его расход.
- Загруженность авто. «Газель» сама по себе имеет не маленький вес, и чем больший груз перевозится на машине, тем большее количество горючего используется.
Самым простым решением будет просто сменить топливо – перейти с бензина на газ.
В целом, газ более экономичный, особенно при движении по трассе, но, это не идеальный вариант. Потребление не становится гораздо меньшим, и, к тому же, машина может просто перестать «тянуть».
Если вы решили вплотную подойти к решению вопроса относительно экономии топлива для вашей Газели, стоит подробно рассмотреть все нюансы.
Реальный расход топлива у Газели 402 может быть гораздо больше, чем ожидается, но, если учитывать все факторы и следовать советам опытных водителей – его можно значительно сократить. Вечно бегущий вперед технический прогресс позволяет усовершенствовать именно технические характеристики автомобиля, которые будут хорошо способствовать экономии. Одним из таких решений может быть замена некоторых деталей топливной системы автомобиля. Для этого стоит обратиться в салон, где вам посоветуют лучший вариант и качественно произведут замену и ремонт.
Изменение технических характеристик
Значительному расходу топлива мотора у Газели может способствовать неправильная или неаккуратная эксплуатация автомобиля, например:
- позднее зажигание;
- езда на непрогретом двигателе;
- несвоевременная замена износившихся деталей.
Простое внимательное отношение к своей машине поможет не только сэкономить горючее, но, и продлить годы службы вашего авто.
Небольшие детали, на которые многие не обращают внимания, помогут уменьшить реальный расход топлива у Газели 402. Что это за нюансы – можно узнать в салонах, где обслуживаются автомобили, у более опытного водителя, или из нашей статьи. На что именно стоит обратить внимание:
- правильно ли выставлены зазоры в свечах зажигания, и работу непосредственно самих свечей – нет ли в ней перебоев;
- использование подсветки фарами. Дальний свет увеличивает потребление горючего на 10%, ближний – на 5%;
- необходимо следить за температурой жидкости для охлаждения. Если она ниже расчетной, это также увеличивает расход топлива;
- стоит следить за давлением в шинах. Если оно пониженное – это тоже влияет на количество использования бензина или газа;
- необходима своевременная замена воздушного фильтра;
- некачественное горючее расходуется быстрее и в больших количествах.
Как видим, любая деталь важна для устранения проблемы относительно потребления топлива на Газели 402 с карбюратором. Стоит потратить немного времени, уделить внимание практически всем системам автомобиля, чтобы впоследствии сэкономить свои нервы и средства.
Итог
Двигатель Газели ЗМЗ-402 с правильно подобранным карбюратором заслужено пользуются популярностью, так как при поломке замена деталей не требует очень больших финансовых затрат, ремонт производится достаточно быстро и, обычно, не доставляет особых хлопот. Сам по себе двигатель гарантирует безопасную езду. Единственным недостатком является очень большой расход топлива, но, при желании и эту проблему можно устранить, приложив не так много усилий.