Регламентные работы по обслуживанию пожарной сигнализации. Периодичность регламентных работ по обслуживанию охранной сигнализации
Техническое обслуживание автомобиля – это необходимость, благодаря которой автомобиль находится в исправном техническом состоянии. Ремонт автомобиля и техническое обслуживание автомобиля являются разными понятиями. Ремонт производится в случае поломки транспортного средства, которая легко может случиться по причине не выполнения профилактических мер, которые описаны в регламентах технического обслуживания.
Если не проводить техническое обслуживание автомобиля, он гарантированно выйдет из строя в сравнительно короткий промежуток времени, ремонт может оказаться дорогостоящим.
Все работы по техническому обслуживанию автомобиля можно разделить на виды производимых работ, к ним относятся: смазочные работы, регулировочные работы, диагностические работы (контроль узлов, агрегатов и элементов автомобиля), крепёжные работы, заправочные работы, электротехнические работы, работы по замене и другие.
Существует 4 вида технического обслуживания автомобиля, они выполняются с определённой периодичностью. Количество и сложность производимых действий при каждом ТО, являются разными. Выделяют сезонное техническое обслуживание (СО), ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО), выполняется для поддержания автомобиля в надлежащем виде, контроля рабочих жидкостей (масла, топлива, тормозной жидкости и т.д.) и обеспечения безопасности движения при поездке на автомобиле.
Перед поездкой на автомобиле, водителю нужно проверить следующие моменты:
- Укомплектованность автомобиля (наличие и сохранность боковых зеркал, номерных знаков, колёс и т.д.);
- Состояние кузова автомобиля (наличие механических повреждений на кузове, состояние ЛКП);
- Читаемость номерных знаков, чистоту зеркал и стекол автомобиля;
- Работоспособность дверей, багажника, капота и замков;
- Исправность электрического оборудования (очиститель стёкол, световых приборов, авто сигнализации);
- Герметичность системы охлаждения, топливной системы, тормозной системы, системы смазки двигателя;
- Проверить наличие рабочих жидкостей и уровень рабочих жидкостей (масла, тормозной жидкости, охлаждающей жидкости, жидкости усилителя руля, бензина);
- Проверить исправность тормозной системы (педаль тормоза не должна «проваливаться»);
- Оценить свободный ход руля;
- Проверить достоверность информации контрольно измерительных приборов автомобиля;
- Оценить давление воздуха в шинах автомобиля;
- Проверить место парковки автомобиля (не должно быть следов масла, бензина или охлаждающей жидкости);
После поездки на автомобиле, стоит проверить 3 вещи: уровень масла двигателя, уровень охлаждающей жидкости , наличие топлива в баке автомобиля.
Не следует воспринимать ежедневное обслуживание как шутку или не обязательную часть обслуживания автомобиля. Ежедневное обслуживание помогает выявить важные неисправности и недочеты, которые могут привести к аварии, неисправности автомобиля на дороге и другим, неприятным и не желательным последствия. Давление воздуха в шинах сильно влияет на управляемость автомобиля при динамичной езде. Отсутствие тормозной жидкости или не герметичность тормозной системы делают тормозную систему неисправной. Виновником ДТП при отказе тормозов является водитель неисправного транспортного средства. За нечитаемые номерные знаки выписывается штраф, а плохой обзор дороги по причине загрязнения стекол и зеркал увеличивает возможность автомобильной аварии.
Первое и второе ТО
Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) проводиться по достижению автомобилем определенного пробега (километража). Километраж, после которого проводят ТО, отображен в инструкции, которая прилагается к автомобилю. В ТО-1 и 2 включены крепежные, очистительные, смазочные, диагностические и регулировочные работы. Так же периоды и проведения ТО и частота проведения определенных операций может зависеть от условий эксплуатации автомобиля. Воздушный фильтр при езде по пыльным дорогам и в условиях бездорожья меняется чаще, частота замена масла сильно разниться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля (можно прочитать здесь).
Два раза в год, водители производят подготовку машины для езды в холодное и теплое время года. Комплекс мероприятий называют сезонным техническим обслуживанием (СО). Яркий пример СО – замена автомобильных шин. В районах с суровым зимним климатом, может меняться моторное масло, летнее на зимнее и наоборот. Некоторые водители могут производить антикоррозийную обработку кузова.
Техническое обслуживание автомобиля проводиться регулярно. Оно должно включать в себя регулярные проверки, ежегодные проверки, сезонные проверки. Возраст автомобиля, его техническое состояние и пробег влияет на регулярность проведения обслуживаний.
Далее опишем регламенты технического обслуживания исходя из пройдённого километража и возраста автомобиля. Технические обслуживания включают в себя не только визуальный осмотр, контроль систем и элементов автомобиля. Производятся работы по смазке, регулировке и замене деталей. Следует так же учитывать индивидуальные особенности автомобиля и рекомендации завода изготовителя, некоторые операции могут производиться чаще или реже. В целом если соблюдать данные регламенты, проблем у абсолютного большинства автомобилей возникнуть не должно.
Пробег 10 – 15 тысяч километров
- Замена масла двигателя, вместе с масляным фильтром;
- Проверить уровень трансмиссионного масла в коробке передач;
- Проверить ремень дополнительного оборудования (привод генератора), визуально оценить состояние и натяжение ремня;
- Проверить состояние аккумулятора;
- Проверить световые приборы (фары, габариты, поворотники), проверить исправность индикаторов на панели приборов;
- Проверить установку момента зажигания (неправильный момент зажигания увеличивает расход топлива);
- Заменить щетки стеклоочистителя, если имеется необходимость;
- Проверить работоспособность свечей зажигания, при неисправности заменить свечи;
- Оценить состояние ЛКП (сколы, коррозия, царапины, трещины);
- Проверить состояние днища, порогов, колёсных арок;
- При необходимости смазать замок багажника, петли дверей, крышку капота;
- Проверить состояние подвески автомобиля (сайлент блоков, втулок, подушек, подшипников, рычагов и т.д.). Провести диагностику подвески;
- Оценить состояние покрышек. При необходимости произвести их замену;
- Оценить на слух работу двигателя, коробки переключения передач, системы сцепления. Должны отсутствовать посторонние шумы при работе узлов;
- Проверить работу тормозной системы, оценить её эффективность. Проверить тормозные колодки на предмет износа;
- Проверить ручник, оценить ход педали тормоза;
- Проверить уровень тормозной жидкости;
- Проверить состояние ремня ГРМ (зубчатый ремень механизма газораспределения). Может стоять цепь ГРМ;
- Произвести замену воздушного фильтра;
- Проверить топливную систему, на герметичность;
- Убрать воду из фильтра топлива (у дизельного двигателя);
Пробег 20 – 30 тысяч километров
- Произвести замену свечей зажигания. Свечи могли меняться ранее. Иридиевые свечи зажигания меняются в 2-3 раза реже;
- Заменить топливный фильтр;
- Проверить герметичность узлов и агрегатов, уплотнений, сальников;
- Зачистить зажимы и выводы аккумулятора;
- Заменить топливный фильтр;
- Замерить токсичность выхлопных газов, при необходимости отрегулировать холостые обороты двигателя;
- Проверить систему впрыска топлива
- Оценить ход педали сцепления
- Отрегулировать клапана
- Обработать кузов антикоррозийным составом
- На дизельном двигателе заменить топливный фильтр
- Проверить состояние тормозных колодок
Пробег 30 – 45 тысяч километров
- Заменить масло в АКПП;
- Произвести диагностику и обслуживание стартера;
- Промыть систему смазки двигателя;
- Проверить работу вакуумного усилителя тормозов;
- Произвести регулировку фар (направление света);
Пробег 50 – 60 тысяч километров
- Заменить охлаждающую жидкость
- Произвести диагностику и обслуживание генератора
- Произвести замену тормозной жидкости (Особенно с системой ABS)
Пробег 60 – 75 тысяч километров
- Заменить масло в МКПП;
- Заменить ремень ГРМ (вместе с роликом натяжителя);
При дальнейшем увеличении пробега или возраста автомобиля, скорей всего машине потребуется ремонт. Перечисленные выше виды работ по техническому обслуживанию не делаются по порядку, а выполняются регулярно после прохождения заявленного пробега или срока эксплуатации. К примеру, моторное масло меняется каждые 10 000 – 15 000 км. пробега, трансмиссионное масло в автоматической коробке передач меняется каждые 30 000 – 45 000 км., ремень ГРМ меняется каждые 60 000 – 75 000 км., пробега. Все остальные работы так же проводятся исходя из регулярности отмеренной пробегом или сроком эксплуатации.
В данном материале перечислены все основные работы, которые должны периодически выполняться при техническом обслуживании исходя из общего регламента. Периоды проведения работ по тех. обслуживанию могут меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от марки автомобиля и рекомендаций завода изготовителя. Список выполняемых работ и время их проведения может меняться в зависимости от тех. регламента конкретного автомобиля. Многие работы по техническому обслуживанию выполняются специалистами, которые имеют необходимые навыки и оборудование.
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сколько я встречал случаев, в том числе у моих знакомых, когда они платили штрафы не только за то, что не вовремя проводилось техническое обслуживание пожарной сигнализации, но и за то, что не велась или велась неправильно соответствующая сигнализация.
Поэтому, вижу, пришла пора рассказать, какова же периодичность технического обслуживания пожарной сигнализации и какая необходима документация.
Пожарная сигнализация входит в категорию «капризного» оборудования, за которым нужен соответствующий технический уход и соблюдение правил эксплуатации. Ведь на работоспособность тех же извещателей может повлиять большой ряд факторов, начиная от простой пыли, и заканчивая намеренной порчей оборудования.
И, если поломки случаются в некоторых элементах, это сказывается на функционировании всей системы в общем. Таким образом, исправность сигнализации проверяется и проводится ремонт при необходимости, для всех этих целей служит техническое обслуживание.
За соблюдением норм российского закона «О пожарной безопасности», и других регламентирующих документов, того же РД-009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания» отвечает назначенный руководителем ответственный за пожарную безопасность объекта. Если же его нет на месте, эти обязанности ложатся на плечи руководителя организации.
Перечень работ по техобслуживанию
В список работ по ТО входят следующие этапы:
- Специалисты, проводившие монтаж пожарной сигнализации, должны ознакомить сотрудников организации и должностных лиц, отвечающих за противопожарную безопасность, с правилами эксплуатации оборудования.
- Также в техобслуживание входят плановые действия для выполнения которых со специализированной организацией нужно заключить договор. Как правило, это та же фирма, которая выполняла монтаж системы и ее предпусковую настройку.
Периодичность работ по техобслуживанию
Что касается регламента работ по техобслуживанию, то за ним обращаемся к следующему нормативному документу РД-009-01-96. Таким образом, перечислю вам частоту и перечень необходимых работ.
Итак, каждый день должны выполняться следующие действия:
- Нужно проводить осмотр таких составляющих сигнализации, как шлейфы, извещатели, детекторы и контроллеры на предмет наличия грязи, трещин, ржавчины, любых внешних повреждений.
- Обязательно следует убедиться в работоспособности извещателей, нетронутости пломб на главном приборе управления. А также в том, что все рычаги переключения и включения находятся в правильной позиции.
Что нужно проверять каждую неделю (сотрудникам организации) или же каждый месяц (специалистам фирмы по ТО):
- Исправность подключения к источнику питания, заряд запасного источника энергии, тестирование последнего.
- Тестирование на работоспособность всех элементов пожарной сигнализации.
- При необходимости стоит провести замену изношенных элементов.
Один раз в год необходимо выполнить следующие действия:
- Полная проверка аппаратуры.
- Замер заземления всей системы и отдельно каждого элемента сигнализации.
И раз в три года обязателен для проверки на сопротивляемость и отсутствие повреждений изоляционный материал пожарной сигнализации.
Обязанности организации, производящей ТО
Работы по техобслуживанию систем пожарной сигнализации (СПС) и автоматических установок пожаротушения (УП) разрешается проводить исключительно представителям организаций при наличии специального разрешения – лицензии от МЧС на указанную деятельность.
Этим могут заниматься как штатные сотрудники компаний, пользующихся услугами систем, так и другие компании при условии соблюдения определенных требований и подписания с обслуживающей организацией соответствующего договора.
К обязанностям исполнителя помимо работ по проверке исправности системы относится и проверка надлежащих документов.
Отчет о проведении мероприятий по ТО сотрудник компании-исполнителя обязан внести в специальный акт.
При обнаружении дефектов или неисправности приборов вся информация в подробностях должна быть записана исполнителем в «Дефектной ведомости».
По результатам ТО обслуживающей компанией могут быть выданы клиентам следующие рекомендации:
- списать поврежденное или вышедшее из строя техническое средство;
- провести ремонт неисправного оборудования;
- продлить срок его эксплуатации и определить сроки для проведения следующего ТО.
Журнал техобслуживания СПС
Техобслуживание СПС ввиду ответственности процедур нуждается в подробном протоколировании. Поэтому обе стороны договора обязаны вести идентичные журналы с абсолютно одинаковыми протоколами. Этот регламентируемый правилами документ носит название «Журнала регистрации работ по ТО и Р», и проверяющим органам позволено проводить сверку записей в журналах и заказчика, и исполнителя.
Для обеспечения целостности и достоверности протоколов нормативные документы обязывают обе стороны пронумеровывать и прошивать страницы журнала, заверив совершенные действия печатями с указанием даты прошивки документа.
В журнале должны находиться записи:
- по инструктажу, проведенному по ТБ эксплуатации СПС;
- по отключению и включению системы или ее части в случае ремонта;
- в случае полного отключения целой системы пожарной безопасности с целью ремонта (эта ситуация предусматривает необходимость уведомления Государственных органов пожарного надзора);
- о завершении техобслуживания.
По результатам проведения ТО в журнал вносятся записи о сдаче системы Заказчику в рабочем состоянии для дальнейшей эксплуатации в автоматическом режиме.
Стоимость предоставляемых услуг
Каждая компания составляет прайс-лист своих услуг. Но все же стоимость зависит от ряда таких факторов, как размер помещений, в которых находится пожарная сигнализация, сложность системы оповещения и т.д. Некоторые фирмы предлагают комплексные услуги, которые в таком случае обойдутся вам дешевле. Это подразумевает также и обслуживание охранной сигнализации, проверку видеонаблюдения.
Как вариант, некоторые организации предпочитают иметь собственного инженера в штате сотрудников для техобслуживания пожарной сигнализации. Тут уж выбирать вам.
Благодарю за внимание. Ознакомившись с материалом, вы больше не будете совершать ошибки с техобслуживанием. Читайте мой блог, делитесь понравившимися материалами в социальных сетях. До новых встреч.
"АРС Инжиниринг" предлагает услуги по техническому обслуживанию охранной сигнализации.
Наличие на объекте охранной сигнализации является залогом безопасности имущества компании и ее сотрудников.
Все работы выполняются с учетом регламента обслуживания охранной сигнализации, а так же требований по эксплуатации оборудования заводов-изготовителей.
Регулярное плановое техническое обслуживание охранной сигнализации необходимо для обеспечения стабильной работы системы и исправления возникающих в процессе эксплуатации сбоев и внештатных ситуаций.
Задачи технического обслуживания охранной сигнализации
При выполнении работ по техническому обслуживанию охранной сигнализации, выделяют следующие основные задачи:
- Поддержание средств охранной сигнализации в рабочем состоянии для защиты людей и имущества на объекте;
- Ежемесячный контроль технического состояния компонентов охранной сигнализации;
- Максимальное продление срока безотказной эксплуатации оборудования;
- Экономия на ремонте и на замене элементов системы: контрольных приборов, извещателей и пр.
Регламент обслуживания охранной сигнализации
Для обеспечения безотказной работы охранной сигнализации, необходимо проводить регулярные мероприятия по поддержанию системы в рабочем состоянии. Такие мероприятия сведены в таблицу регламентов технического обслуживания системы.
Регламент А | ||
---|---|---|
№ п/п | Перечень работ | Сроки |
1 | Внешний осмотр составных частей установки (приёмно-контрольных устройств, шлейфа сигнализации, извещателей, оповещателей, и т.п.) на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности крепления и т.п. | 1 раз в месяц |
2 | Контроль рабочего положения выключателей и переключателей, исправности световой индикации, наличия пломб на приёмно-контрольном устройстве. | 1 раз в месяц |
3 | Контроль основного и резервного питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный. | 1 раз в месяц |
4 | Комплексная проверка и испытания системы в присутствии заказчика с последующей отметкой в журнале регистрации работ ТО | 1 раз в месяц |
5 | Проверка работоспособности составных частей установки (приёмно-контрольного устройства, извещателей, оповещателей, измерение параметров шлейфа и т.п.) | 1 раз в месяц |
6 | Профилактические работы. | 1 раз в месяц |
7 | Проверка работоспособности составных частей системы (электрической части, сигнализационной части). | 1 раз в месяц |
8 | Тестирование и диагностика программного обеспечения. | 1 раз в месяц |
9 | Диагностика источников питания и аккумуляторов. | 1 раз в 6 месяцев |
10 | Измерение сопротивления защитного и рабочего заземления. | 1 раз в год |
11 | Измерение сопротивления изоляции электрических цепей. | 1 раз в 3 года |
Регламент Б | ||
1 | Работы по устранению неисправностей составных частей установок | по вызову заказчика |
2 | Выезд на объект по ложной сработке системы по вине Заказчика | |
3 | Работы по замене неисправного оборудования | |
4 | Работы по настройке приемно-контрольных приборов и ПК с ПО | |
5 | Обучение персонала работе с системами безопасности | |
6 | Работы по восстановлению кабельных трасс |
Стоимость технического обслуживания охранной сигнализации
Компания "АРС Инжиниринг" предлагает техническое обслуживание охранной сигнализации по цене от 500 руб./мес.
Конечная ежемесячная стоимость определяется исходя из учета таких факторов как: общая структура системы, площадь объекта, количество контрольных приборов и извещателей, а так же другие факторы, влияющие на эксплуатацию системы.
Внимание!
При заключении договора на техническое обслуживание охранной сигнализации сроком на год, месяц обслуживания мы дарим в подарок!
Работы по обслуживанию охранной сигнализации или аварийному ремонту и плановой диагностике, независимо от формы собственности и технических особенностей производятся квалифицированными специалистами в соответствии с актуальными редакциями действующих нормативных актов ГОСТ 20911 и 18322. Согласно этим документам, техосмотр и дальнейшее обслуживание устройств сигнализации призвано решать поставленные задачи:
- По обеспечению функционирования всех периферийных и командных устройств, находящихся в составе сигнализации;
- По контролю текущего технического состояния отдельных элементов и всей системы в целом;
- По своевременному выявлению и устранению дефектов, предотвращать причины их возникновения, которые могут привести к ложным срабатываниям;
- По ликвидации последствий антропогенного фактора, воздействующего на техническое состояние аппаратов, коммуникационных и питающих сетей климатических факторов и неблагоприятных погодных условий;
- По анализу результатов проверок будут разработаны мероприятия по предотвращению потенциальных поломок, совершенствованию конструкции и обеспечению бесперебойного функционирования системы.
Разновидности техобслуживания
Техническое обслуживание бывает плановым (производится в соответствии с ранее утвержденным регламентом обслуживания охранной сигнализации) и внеплановым – вызвано поломкой, ложным срабатыванием или иной технической необходимостью.
Плановое ТО
При его проведении в обязательном порядке предусматривается проверка работоспособности следующих систем и устройств:
- Шлейфы;
- Устройства СПИ и ПКП;
- Извещатели различных конструкций;
- Блоки стандартного и резервного электроснабжения;
- Обязательно осуществляется тестирование работоспособности всего комплекса извещателей и приемо-контрольной аппаратуры.
Во время выполнения работ по плановому техобслуживанию производится:
- Проверка состояния креплений, консолей, кронштейнов, закладных элементов, крепежных метизов;
- Производится внешний осмотр корпусов устройств на предмет обнаружения трещин, сколов, следов несанкционированного вскрытия.
- Работоспособность извещателей, тестирование их срабатывания, функционирование приемо-контрольного устройства;
- Осмотр состояния информационной и энергетической сетей особенно в местах переходов;
- Проверка уровня заряда и функционирования ИБП;
- Тестирование работоспособности устройств светового оповещения и тревожных сирен;
- Общая проверка срабатывания и времени поступления тревожного сигнала на централизованный пульт охраны.
Неплановое ТО
Причины проведения непланового ТО:
- Ложное срабатывание и систематическое поступление ложного сигнала тревоги с охраняемого объекта;
- Выход из строя аппаратуры;
- Ликвидация последствий стихийного бедствия или техногенной катастрофы;
- Заявка собственника объекта.
Независимо от типа ТО его результаты должны быть зарегистрированы в специальном журнале установленной формы. Особенно если работы привели к изменению структуры, замене устройств или изменению их типа, марки или модели.
В зависимости от сложности работ, типа поломки и вида поврежденного объекта различают текущий средний и капитальный ремонт охранной сигнализации. Текущий ремонт заключается в замене устройств или отдельных участков коммуникационных сетей вышедших из строя. Средний ремонт состоит в восстановлении функциональности вышедшей из строя аппаратуры с ее частичной или полной разборкой и заменой составных деталей. Капитальный ремонт производят в случае полной утраты работоспособности большинства устройств системы сигнализации: детекторов, оповещателей, шлейфов, коммуникационных и электрических сетей и критического нарушения функционирования приемо-контрольного прибора. Производится демонтаж и практически полная замена исполнительных устройств и кабельных линий, которые их соединяют.
Все работы должны производиться в соответствии с актуальной нормативной документацией, отраслевыми и региональными законодательными актами РФ.
Периодичность проведения работ
Периодичность проведения технического обслуживания регламентирует ГОСТ Р 50775-95. В соответствии с нормативом один раз в месяц производятся следующие типы работ:
- Осмотр внешних частей устройств на предмет отсутствия следов коррозии и повреждений корпуса, прочности крепления и наличия грязи;
- Контроль наличия пломбы на центральном приемопередающем устройстве, проверка положения выключателей и работоспособности световых индикаторов;
- Контроль источников питания как основного, так и резервного с обязательной проверкой исправности автоматики перевода с основного на резервный;
- Комплексное испытание системы сигнализации в присутствии ответственного лица заказчика. С составлением акта и отметкой в журнале работ по техобслуживанию;
- Проверка функциональности отдельных частей сигнализации: извещателей, шлейфов, оповещателей и приемо-контрольного устройства. Прозвон шлейфов и замеры текущих параметров коммуникационных линий;
- Профилактика поломок и очистка устройств;
- Диагностика и тестирование работоспособности программного обеспечения.
Работы по замене оборудования вышедшего из строя, настройке чувствительности детекторов, устранению неисправностей, выявлению причин ложных срабатываний, обучению персонала и восстановлению целостности кабельных сетей не являются регламентными и производятся по вызову заказчика.
Пожарная и пожарно-тревожная сигнализация, это технически сложные системы, исправное функционирование которых может нарушить множество посторонних факторов. Начиная от банальной пыли, которая набилась внутрь детекторов, заканчивая умышленной порчей имущества. Утрата работоспособности отдельных элементов значительно снижает функциональность всей системы в целом.
Техническое обслуживание пожарной сигнализации обеспечивает правильную, бесперебойную работу всех элементов системы, гарантирует корректное, своевременное срабатывание при возникновении внештатной ситуации.
В соответствии с законом РФ «О пожарной безопасности» и на выполнение требований нормативных документов, в частности РД-009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», ответственность за соблюдение правил возлагается на руководителя объекта защиты, а в его отсутствие — на руководителя организации.
Действия по обслуживанию систем пожарной сигнализации можно условно разделить на несколько категорий:
- Сразу по окончании установки специалисты компании производившей монтаж должны провести обучение персонала и лиц, ответственных за противопожарную безопасность на предприятии. Это обеспечит грамотную эксплуатацию сложной системы и предотвратит повреждение и выход из строя ее элементов по причине халатности.
- Устранение неполадок и проведение аварийного, текущего и профилактического ремонта может производиться по договору гарантийного обслуживания.
- Плановое техобслуживание пожарной сигнализации, как правило, производится той же организацией, которая выполняла монтажные работы и пусконаладку системы. Для этого с компанией заключается договор «О техническом обслуживании системы пожарной сигнализации».
Договор может быть заключен только с той организацией, которая имеет лицензию, выданную МЧС на проведение деятельности такого рода.
Для общественных, коммерческих, медицинских, торговых и развлекательных организаций, а также для некоммерческих помещений, которые имеют значительный человекопоток, заключение такого договора обязательно, это контролирует ГПН (Государственный Пожарный Надзор). Необходимость заключения договора и проведения технического обслуживания закреплена законодательно постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме».
Обязательная документация
На объекте, где смонтирована , должны присутствовать следующие документы:
- Проектно-сметная документация на систему противопожарной сигнализации, которая установлена на объекте;
- Акт сдачи оборудования в эксплуатацию;
- Акт приемки выполненных работ;
- Техпаспорта на все установленное оборудование;
- Ведомость смонтированных устройств;
- с отметками даты последнего ТО и зарядки;
- Инструкция по работе с автоматикой детекторов и контроллера;
- График проведения техобслуживания и планово-предварительного ремонта (ТО и ППР);
- Журнал с отметками проведенных ТО и ППР;
- График дежурств персонала;
- Журнал выхода персонала на дежурство;
- Журнал для отметок неисправностей;
- Должностные инструкции работников и внешних сотрудников;
- Договор с лицензированной компанией на проведение ТО и ППР.
Владелец помещения имеет право самостоятельного выбора времени и периодичности проведения проверки и ТО, однако целесообразно прислушаться к мнению специалистов, учитывающих все технические особенности и состояние объекта.
Перечень и периодичность работ по техобслуживанию
Регламент работ по ТО и ППР предусмотрен нормативной документацией РД-009-01-96, типовой регламент №3. Техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации производится по следующему перечню работ:
- Данные работы производятся ответственными лицами организации ежедневно.
- Осмотр и проверка элементов системы: контроллера, детекторов, оповещателей и шлейфов подключения. Выявление следов коррозии, подтеканий, грязи, внешних повреждений корпуса и прочности крепления устройств;
- Проверка наличия пломб на главном управляющем приборе. Проверка исправности световой, звуковой индикации. Проверка, находятся ли переключатели режимов и включатели аппарата в рабочем положении.
- Производится работником компании еженедельно. Все вышеперечисленные работы производятся представителем компании производящей обслуживание ежемесячно.
- Контроль исправности подключения к основному источнику питания (электросети), определение наличия заряда у резервного источника питания (аккумуляторная батарея). Тестовый переход с основного источника на резервный;
- Проверка работоспособности всех элементов системы: детекторов, оповещателей, главного контроллера, шлейфов подключения устройств;
- Общая проверка работоспособности системы, тестовая активация;
- Профилактические работы по замене изношенных элементов.
- Работы производятся раз в год
- Полная проверка и диагностика контрольно-приемного устройства;
- Измерение заземления на каждом устройстве отдельно и всей сети (на шлейфе) в целом.
- Работы проводятся раз в 3 года
- Проверка целостности и сопротивления изоляционного материала всех электрических цепей организации.
После завершения полного цикла работ по ТО и ППР представителем компании составляется и подписывается акт технического обслуживания пожарной сигнализации.
Формирование стоимости ТО и ППР
Цену на обслуживание систем пожарной безопасности и составляющего их оборудования каждая компания вправе устанавливать сама. Однако существует тарифная сетка и целый ряд коэффициентов, изменяющих общую стоимость, наиболее часто применяемых различными организациями.
Стоимость обслуживания зависит от общей площади всех помещений, в которых установлена система пожарной сигнализации. Чем меньше площадь, тем большая цена за 1м 2 . Получившуюся стоимость умножают на различные коэффициенты:
- В зависимости от срока ввода оборудования в эксплуатацию коэффициент составляет:
- До 5 лет – 1,0;
- От 5 до 10 лет – 1,3;
- Более 10 лет – 1,5.
- По типу и сложности системы оповещения:
- Звуком или светом – 1,0;
- – 1,2;
- – 1,35;
- Речевое оповещение с адресным зональным делением шлейфов – 1,5.
Оплата за ТО автоматического тушения производится за каждый водяной ороситель и модуль порошкового и газового направленного пожаротушения.
Многими компаниями практикуется заключение договора на комплексное обслуживание противопожарных систем совместно с системами тревожной сигнализации, видеонаблюдения и системами управления контролем доступа (СУКД). В этом случае стоимость обслуживания ТО за каждую из перечисленных систем несколько уменьшается.