Гимнастические упражнения с мячом. Комплексы упражнений с большим мячом Несколько методических указаний к упражнениям с предметами
В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.
Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.
Упражнения с мячом
Упражнение № 1
Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)
Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)
Упражнение № 2
Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.
Упражнение № 3
Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).
Упражнение № 4
В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.
Упражнение № 5
Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)
Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.
Упражнение № 6
Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)
После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.
Упражнение № 7
Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).
Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).
Упражнение № 8
Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.
Упражнение № 9
Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.
Упражнение № 10
Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.
Упражнение № 11
Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)
Упражнение № 12
Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.
Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».
Упражнение № 13
Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)
Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.
Примечание:
Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».
От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.
Упражнения со скакалкой
Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.
Упражнение № 14
Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.
Упражнение № 15
Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).
Упражнение № 16
Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)
Выполните это же движение, вращая скакалку назад.
Упражнение № 17
Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.
Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.
Упражнение № 18
Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).
Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.
Упражнение № 19
Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.
Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.
Упражнения с лентой
Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)
Упражнение № 20
Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.
Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.
Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.
Упражнение № 21
Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.
Упражнение № 22
Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)
Упражнение № 23
Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)
Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.
Упражнения с шарфом
Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.
Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.
Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)
Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.
Наклоняться назад (рис. 29)
Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)
Примечание:
Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.
Несколько методических указаний к упражнениям с предметами
Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.
В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.
Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».
Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!
Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.
Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.
После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.
Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.
По материалам журнала…
Упражнения с предметами (мячами, обручами, скакалками, лентами, шарфами, булавами, вымпелами) характерны для занятий художественной гимнастикой.
Примерные упражнения с мячом (малым, средним, большим):
1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками; то же поочередно.
2. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками; то же в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставными, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад.
3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо.
4. Удары мяча о пол одной и двумя руками на различную высоту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки вперед, шагом галопа вперед, в сторону. .
5. Перекаты мяча по различным частям тела: руке, рукам, кисти, спине, ноге и т. д.; то же в сочетании с танцевальными шагами, несложными поворотами, равновесиями.
6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжками, равновесиями, поворотами.
Примерные упражнения с обручем:
1. Махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными движениями ногами; с приставными и переменными шагами; с шагом польки вперед, назад; с шагом вальса вперед, в сторону, назад; то же с поворотом на 360° (переступанием скрестно, в полуприседе).
2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками; то же на полу из различных и. п.
3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной в другую руку и продолжением вращения; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из различных и. п., с передачей тяжести тела с одной ноги на другую; в сочетании с шагом польки вперед, назад, с шагом галопа вперед, назад, в сторону; с шагом вальса вперед, назад.
4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из различных и. п., в наклоне назад, в равновесии, с шагом польки вперёд, назад, с шагом вальса вперед, назад.
5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и горизонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (одноименное, разноименное), ловля одной или двумя руками.
6. Прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, влево и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из одной руки в другую; то же с поворотом кругом.
7. Прыжок в обруч, накидывая его одной и двумя руками на себя.
8. Перекат обруча вперед, догнать его; то же с последующим прыжком в обруч; то же с поворотом на 360°.
Примерные упражнения со скакалкой:
1. Прыжки толчком одной на другую, вращая скакалку вперед, назад; то же с поворотом на 90°.
2. Прыжок толчком двумя с промежуточным прыжком, свободную ногу вперед, в сторону или назад, вращая скакалку вперед, назад, в сторону.
3. Прыжки толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад, в сторону.
4. Прыжки с одной ноги на другую с поворотом на 90, 180°, вращая скакалку вперед, назад.
5. Прыжок-скачок, вращая скакалку вперед.
6. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед, назад, в сторону.
7. Несколько прыжков с одной ноги на другую, вращая скакалку назад петлей.
8. Прыжки на двух, чередуя вращение скакалки вперед или назад и вращение скакалки вперед петлей и назад петлей.
9. Круги скакалкой в боковой плоскости с последующим прыжком на двух, вращая ее вперед или назад.
10. Сочетание переводов с прыжками через скакалку, махами,
поворотами.
Примерные упражнения с лентой:
1. Махи в различных плоскостях.
2. Круги в различных плоскостях.
3. Различные сочетания махов и кругов из разных и. п.; то же в сочетании с танцевальными шагами, прыжками, поворотами; то же с передачей из одной руки в другую, не прекращая движения.
4. Змейки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и по воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.
5. Спирали вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.
6. Восьмерки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.
7. Сочетание перечисленных элементов с бегом, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками.
Примерные упражнения с шарфом:
1. Махи шарфом вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз в различных плоскостях и из различных и. п.
2. Круги шарфом в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях и из различных и. п.; то же с перехватом в другую руку перед телом, над головой, под ногой и т. д.
3. Горизонтальная восьмерка шарфом в различных плоскостях и из различных и. п.
4. Броски шарфа над головой, перед телом, за телом.
5. Махи, круги, восьмерки шарфом, броски его в сочетании с бегом, танцевальными шагами, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками.
Примерные упражнения с вымпелами: 1. Махи одной и двумя руками в различных плоскостях и из различных и. п.
386 t
2. Круги большие, малые, средние одной и двумя руками, одновременные, последовательные, поочередные в различных плоскостях и из различных и. п.; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами, шагом польки, шагом галопа, шагом вальса вперед.
3. Малые круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различных плоскостях и из различных и. п.
4. Средние круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различных плоскостях и из различных и. п.; то же в сочетании с приставными и переменными шагами; шагом вальса в сторону (вправо, влево), со скрестными поворотами на 360°.
5. Различные сочетания больших, малых, средних кругов.
6. Мельница «двухтактная», «трехтактная».
Гимнастические упражнения с мячом
06.04.2013 4939 0Гимнастические упражнения с мячом
Упражнения с мячом развивают чувство ритма, точность движений в пространстве и времени, силу мышц рук и плечевого пояса. Для них характерна мягкость движений, плавность перехода от одного положения к другому. На занятиях в зависимости от задач урока и возраста занимающихся используют резиновые мячи малого диаметра (8- 12 см), среднего(15- 18 см) и большого (20 см и более).
С мячами выполняются броски, ловля, отбивы, перекаты, махи, круги, выкруты, восьмерки. Броски и ловля мяча проводятся одной или двумя руками в различных направлениях. В момент ловли мяча следует продолжить движение рукой вниз для погашения его скорости. Отбивы выполняются одной и двумя руками вертикально или под углом. Перекаты мяча осуществляются по рукам, туловищу, ногам и полу. Махи и круги исполняются прямой рукой в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выкруты с мячом проводятся внутрь И наружу в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движения ног при выполнении упражнений должны быть пружинистыми и плавными.
Важное значение имеет правильное держание мяча. Мяч может удерживаться пальцами рук с боков, лежать на ладонях или на тыльной стороне кистей.
Броски и ловля мяча разными способами.
Бросок двумя руками, вверх производится из положения ноги вместе, мяч на ладонях внизу. На счет 1-2 проводится бросок, а на счет 3-4 мяч ловится на уровне плеч двумя вытянутыми руками .
Бросок мяча одной рукой вверх осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Мяч бросается вверх на счет 1-2 и ловится одной или двумя руками на счет 3-4. Левой рукой упражнение выполняется в этой же последовательности.
Перебрасывание мяча из правой руки в левую по дуге над головой проводится на счет 1-2 из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. То же движение левой рукой oсуществляется на счет 3-4.
Под левую руку мяч бросается из положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Бросок производится на счет 1-2. На счет 3-4 мяч ловится левой рукой. После этого на счет 5-8 проводится бросок под правую руку.
Бросок мяча вверх - вперед из-за спины правой рукой над правым плечом и ловля его двумя руками производятся на счет 1-2 из исходного положения ноги вместе, руки сзади внизу с мячом. На счет 3-4 упражнение выполняется левой рукой.
Бросок мяча о пол перед собой двумя руками выполняется из положения ноги вместе, мяч впереди в руках, согнутых в локтях. На счет 1-2 производится бросок мяча, на счет 34 - ловля двумя руками.
Бросок мяча о пол правой рукой производится из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке, насчет 1. На счет 2 мяч ловится после отскока правой рукой. Насчет 3-4 упражнение выполняется левой рукой.
Выполнение перекатов мяча производится из исходного положения ноги вместе, мяч - перед грудью, левая рука сверху (ладонь вниз), правая рука снизу (ладонью вниз). Перекат производится на счет1-4 вращением мяча внутрь, не отрывая от него кистей рук. На счет 5-8 упражнение выполняется вращением мяча наружу.
Перекат мяча по рукам на грудь осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки направлены вперед вверх, мяч на ладонях. На счет 1-2 необходимо перекатить мяч по рукам на грудь. На счет 3-4 следует опустить руки вперед вниз и перекатить мяч обратно на ладони.
Презентация на тему: «Художественная гимнастика: упражнения с мячом» . Выполнила студентка 2 «Б» группы, Довжик Дарья.
Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Из истории художественной гимнастики. Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20 -30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой. Найпак (1927 г.) и многих других. В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр.
Правила соревнований. Гимнастки выполняют упражнения со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой на ковре размером 13 x 13 метров под музыкальное сопровождение, время которого не должно превышать полторы минуты. Во время упражнения гимнастка обязана двигаться в такт музыке и не выходить за пределы ковра. Существует два вида упражнений – индивидуальные (личные) и групповые. В индивидуальном многоборье на международном уровне гимнастка выступает на ковре одна по четырём видам программы из пяти существующих. Поэтому каждые два года один предмет выпадает из списка программы. В групповых упражнениях на ковре выступают пять гимнасток одновременно и одна гимнастка является запасной. Обычно по олимпийской программе нужно выполнить два упражнения. В групповом упражнении гимнастки обязаны выполнять не только технические элементы, как в индивидуальном многоборье, но и переброски предметов, а также элементы сложной акробатики. Поэтому упражнение смотрится очень интересным и динамичным.
Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Применяемые в художественной гимнастике предметы отличаются по форме структуре и размерам: Скакалка - это пеньковая веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0, 5– 1, 0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым. Обруч - это предмет в форме круга, внутренним диаметром 80– 90 см, толщиной (поперечным диаметром) 0, 8– 1, 5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный из пластмассы. Цвет по выбору. Мяч - это резиновый шар, диаметром 18– 20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет по выбору. Лента - это конструкция из палочки-трости длиной 50– 60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления - карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м и шириной 4– 6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки). Цвет по выбору. Булавы - это два предмета, состоящие из бочкообразного тела, сужающейся шейки и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина булавы 40– 50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм. Цвет по выбору.
Система оценок Выступление гимнасток оценивают три бригады судей: Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D 1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D 2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D 1 и D 2: (D 1+D 2)/2. Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи; Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки; На любых соревнованиях обязательно работает судьякоординатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.). Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D 1+D 2)/2+A+E
МТО на примере упражнения «Перекат мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол» Для упражнений с мячом используется резиновый мяч средней величины (диаметр 15- 20 см). Броски, отбивы и перекаты мяча могут выполняться одной гимнасткой и двумя (переброски и перекаты -с партнером). В исходных положениях мяч может лежать на ладони (рис. 68), можно поддерживать его пальцами с боков, и тогда ладони не касаются мяча, и, наконец, он может лежать на тыльной стороне кисти. В последнем случае пальцы предельно вытянуты. Руки при бросках и ловле мяча следует освободить от излишнего напряжения. Бросок выполнять с предварительным замахом. Ловлю мяча, особенно после высоких бросков, необходимо амортизировать, продолжив движение руки вниз. В противном случае мяч будет отскакивать от ладони. Захватывать мяч пальцами нельзя. Броски и ловля мяча обеими руками. В качестве подготовительного упражнения сначала следует освоить без мяча предварительные и сопровождающие движения руками. 1. И. п. - руки в стороны. Раскачивание руками дугами к низу-вверх и дугами книзу – в стороны, слегка пружиня ногами.
Техника выполнения. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома. Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони. 2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыльной стороне ладоней. Приподнимая и опуская руки, прокатывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони (рис. 72). 3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад). 4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. 2. Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. 3- 4. Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке. 5. И. п. -руки в стороны, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь. 2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой. Программное упражнение. 6. П п. -о. е. , правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п. , левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.
Вывод. В художественной гимнастике упражнения с мячом считаются, одними из основных и самых главных. Они развивают гибкость и ловкость у спортсменок, что очень важно. Обычно хорошими данными для художественной гимнастики считается врождённая гибкость, растяжка, высокий толчёк, стройная фигура, хорошая координация движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём тяжёлых тренировок, находясь в руках у хорошего тренера.
Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.
Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.
Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.
Шаговые комбинации
Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.
Прыжки
Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.
Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.
Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.
Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).
Стоики и повороты
Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.
Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.
Маховые движения
Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Волны
Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.
Наклоны туловища
Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.
Элементы, выполняемые на полу
Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.
Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.
Структурные группы упражнений с предметом
Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.
Взмахи, круги, круги руками
При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.
Круговые вращения кисти.
Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.
Броски и ловля
Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).
Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.
Перекат.
Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.
Подбрасывание и подскоки.
Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.
Вращения.
Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.
Волны и спирали.
Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали - это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.