Гигиенические требования к освещению классной комнаты. Современное освещение школ
Гигиенические требования к освещению . Свет должен равномерно распределяться по освещаемому пространству, обеспечивать правильное тенеобразование и хорошую цветопередачу, источники света не должны слепить. Недостаточное и неправильно устроенное освещения вызывает утомление зрения, повышает производственный, бытовой и уличный травматизм, способствует развитию близорукости и нарушений осанки. Различают естественное, искусственное и совмещенное (одновременно используемое естественное и искусственное при недостатке естественного) освещение.
Естественное освещение обеспечивается светом солнца и небосвода (рассеянными в атмосфере солнечными лучами), оно биологически наиболее ценно. Ему свойственны высокая интенсивность в дневные часы, благоприятный спектральный состав света, сочетающий видимый свет, ультрафиолетовое, инфракрасное (тепловое) излучение. Длительное пребывание человека в условиях недостаточного естественного освещения приводит к развитию явлений светового (или солнечного) голодания (см. Ультрафиолетовая недостаточность), проявляющегося снижением устойчивости организма к неблагоприятным факторам (токсическим, инфекционным и др.), повышением заболеваемости, особенно у детей.
Для оценки и нормирования естественного освещения, в связи с его сезонной и суточной изменчивостью, служит относительная единица - коэффициент естественной освещенности (КЕО), который представляет собой отношение между освещённостью внутри помещения и одновременной наружной освещённостью (под открытым небом) без учёта освещённости от прямых солнечных лучей. Менее точной, но более простой является оценка естественного освещения по световому коэффициенту (СК), представляющему собой отношение между площадью светопроёма и площадью пола. Примерные значения СК, обеспечивающие благоприятные условия естественного О.: для жилых комнат - 1: 8-1: 10; для палат больниц и санаториев - 1: 6- 1: 8; для школьных классов - 1: 4-1: 6; для операционных и чертежных залов - 1: 2-1: 3. В помещениях с недостаточным естественным освещением необходимо высокое качество искусственного света, а при большом дефиците естественного света - и организация профилактического УФ-облучения людей.
Искусственное освещение осуществляется лампами накаливания, люминесцентными или газоразрядными лампами других типов (ртутными, металлогалоидными, натриевыми и др.). Лампы накаливания остаются ведущим источником света для жилых помещений, люминесцентные - для общественных помещений; другие типы ламп используются в основном для освещения цехов, стадионов и улиц. Для правильного использования светового потока и защиты от слепящего действия ламп их помещают в светильники прямого, рассеянного или отражённого света. Защиту от слепящего действия ламп обеспечивает высота подвеса светильника и его защитный угол, который в светильниках местного освещения должен составлять не менее 30°.
Искусственное освещение может быть общим (от потолочных светильников), местным (от светильников у рабочего места) или комбинированным (одновременно используемым общим и местным). Оценка достаточности искусственного освещения производится путём измерения уровня освещённости в люксах с помощью люксметра или расчётным путём - по удельной мощности осветительной установки, в ваттах на квадратный метр, с учётом типа светильников, высоты их установки и отражения света внутри помещения.
Нормы естественного и искусственного освещения зависят от назначения помещения и характера зрительной работы. Они регламентируют количественные и качественные показатели: КЕО, освещённость на рабочей плоскости и в пространстве, допустимый уровень влияния яркости лам и пульсации освещенности (от газоразрядных источников света), типы источников света с учётом требований к цветопередаче. Безопасность освещения обеспечивается соблюдением правил устройства и эксплуатации осветительных установок, своевременным ремонтом или заменой неисправных светильников.
Справочные статьи: акклиматизация
Будьте здоровы!
Естественное освещение наиболее благоприятно для зрения, поскольку солнечный свет необходим для нормальной жизнедеятельности человека. Видимые лучи солнечного спектра (400-760 мкм) обеспечивают функцию зрения, определяют естественный биоритм организма, положительно влияют на эмоции, интенсивность обменных процессов; ультрафиолетовый спектр (290-400 мкм) - стимулирует процессы обмена веществ, кроветворения, регенерации тканей и обладает антирахитическим (синтез витамина D) и бактерицидным действием.
Все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Боковое освещение - через световые проемы в наружных стенах, верхнее - через световые проемы в покрытии и фонари, а комбинированное - в наружных стенах и в покрытиях.
Наиболее гигиенично боковое освещение, проникающее через окна, поскольку верхний свет при одной и той же площади остекления создает меньшую освещенность помещения; кроме того, световые проемы и фонари, расположенные в потолке, менее удобны для уборки и требуют специальных приспособлений для этой цели. Возможно использовать вторичное освещение , т.е. освещение через застекленные перегородки из соседнего помещения, оборудованного окнами. Однако оно не отвечает гигиеническим требованиям и допускается только в таких помещениях как коридоры, гардеробы, санузлы, душевые, подсобные помещения, моечные отделения.
Проектирование естественного освещения зданий должно базироваться на детальном изучении технологических или иных процессов, выполняемых в помещении, а также на светоклиматических особенностях территории. При этом учитывают:
· характеристику зрительной работы; местонахождение здания на карте светового климата;
· требуемую равномерность естественного освещения;
· расположение оборудования;
· желательное направление падения светового потока на рабочую поверхность;
· продолжительность использования естественного освещения в течение суток;
· необходимость защиты от слепящего действия прямого солнечного света.
В качестве гигиенических показателей естественной освещенности помещений применяют:
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) - отношение естественной освещенности внутри помещения в контрольных точках замера (не менее 5) к освещенности снаружи здания (%). Существует две группы методов определения КЕО - инструментальные и расчетные.
В помещениях с боковым освещением нормируется минимальное значение коэффициента, а в помещениях с верхним и комбинированным освещением - среднее. Например, КЕО в торговых залах при боковом освещении должен быть равен 0,4-0,5 %, при верхнем - 2 %.
Для предприятий общественного питания при проектировании бокового естественного освещения КЕО должен быть: для залов, буфетов - 0,4-0,5 %; горячих, холодных, кондитерских, доготовочных и заготовочных цехов - 0,8-1 %; моечных кухонной и столовой посуды - 0,4-0,5 %.
Световой коэффициент - отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. В производственных, торговых и административных помещениях он должен составлять не менее -1:8, в бытовых - 1:10.
Однако этот коэффициент не учитывает климатические условия, архитектурные особенности здания и прочие факторы, влияющие на интенсивность освещения. Так, интенсивность естественного освещения во многом зависит от устройства и расположения окон, ориентации их по сторонам света, затененности окон близлежащими зданиями, зелеными насаждениями.
Угол падения - угол, образованный двумя линиями, одна из которых проходит от рабочего места к верхнему краю остекленной части оконного проема, другая - горизонтально от рабочего места к окну. Угол падения уменьшается по мере удаления от окна. Считается, что для нормальной освещенности естественным светом угол падения должен быть не менее 27 о. Чем выше окно, тем больше угол падения.
Угол отверстия - угол, образованный двумя линиями, одна из которых соединяет рабочее место с верхним краем окна, другая - с наивысшей точкой затемняющего свет объекта, расположенного перед окном (противостоящее здание, дерево и т.п.). При таком затемнении освещенность в помещении может оказаться неудовлетворительной, хотя угол падения и световой коэффициент вполне достаточны. Угол отверстия должен быть не менее 5 о.
Освещенность помещений находится в прямой зависимости от числа, формы и размера окон, а также от качества и чистоты стекол.
Загрязненные стекла при двойном остеклении снижают естественную освещенность до 50-70 %, гладкое стекло задерживает 6-10 %света, матовое - 60, замерзшее - до 80%.
На освещенность помещений влияет цвет стен: белый отражает до 80 % солнечных лучей, серый и желтый - 40 %, а синий и зеленый - 10-17 %.
Для лучшего использования поступающего в помещение светового потока стены, потолки, и оборудование должны быть окрашены в светлые тона. Особенно важна светлая окраска оконных переплетов, потолков, верхних частей стен, которые обеспечивают максимум отраженных световых лучей.
Резко снижает естественную освещенность помещений загромождение световых проемов. Поэтому на предприятиях запрещается заставлять окна оборудованием, продукцией, тарой как внутри, так и вне здания, а также заменять стекла фанерой, картоном и др.
В складских помещениях освещение обычно не предусматривается, а в некоторых случаях нежелательно (например, в кладовых для хранения овощей), и не допускается (в холодильных камерах). Однако для хранения муки, крупы, макаронных изделий, пищеконцентратов, сухофруктов целесообразно естественное освещение.
При недостаточном естественном освещении допускается комбинированное освещение, при котором одновременно используется естественный и искусственный свет.
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы;кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики - на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
Для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
Для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
Для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
Для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
Сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
Не закрашивать оконные стекла;
Не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенныхс аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст.29, п.1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ*).
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.
Гигиеническая оценка естественного освещения помещений проводится на основании ознакомления с проектами зданий и осмотра их в натуре.
Оцениваются:
ориентация окон;
затемнение соседними зданиями, сооружениями (нормируемое расстояние между фасадами зданий - две с половиной высоты наиболее высокого из них или не менее 25 м; между торцами - не менее 15 м):
расстояние от верхнего края окна до потолка (норма - не более 30 см):
высота подоконника (норма - не более 90 см);
расстояние между окнами (норма - не более полуторной ширины окна);
площадь оконных рам и переплетов (норма - не более 25% общей поверхности окна);
затененность окон шторами;
качество и чистота стекол;
окраска стен, потолка, пола и мебели;
наличие высоких цветов на подоконниках.
Для гигиенической оценки достаточности естественного освещения помещений определяют геометрические и светотехнические показатели.
К геометрическим показателям относятся: световой коэффициент, угол падения и угол отверстия.
Световой коэффициент (СК) - это отношение площади остеклённой поверхности окон к площади пола. В учебных комнатах, в операционных он должен быть не менее 1:4 - 1:5, в больничных палатах - 1:5 - 1:6, в жилых помещениях - 1:8- 1:10. Однако этот показатель не учитывает многих моментов, способных влиять на степень освещенности. Этот недостаток восполняется измерением угла падения и угла отверстия.
Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (чем больше угол, тем выше освещённость). Угол падения ABC образуется двумя линиями, одна из которых горизонтальная, проводится от места определения к нижнему краю окна, другая - из этой же точки к верхнему краю окна (рисунок). Для определения угла падения измеряют высоту стола, на котором хотят произвести наблюдение, на стене у окна делают отметку найденной высоты и определяют расстояние от неё по горизонтали до центральной точки рабочего места и по вертикали до верхнего края окна (СА).
Рисунок. Углы освещения: ABC - угол падения; ABD - угол отверстия.
Эти отрезки наносят на бумагу в уменьшенном масштабе и крайние их точки соединяют диагональю. Угол ABC и будет углом падения, который можно определить при помощи транспортира. Угол ABC можно также определить, используя таблицы натуральных значений тригонометрических функций (тангенсов), зная, что tg угла АВС= АС/ ВС.
Угол падения рабочей поверхности должен быть не менее 27°.
Угол отверстия даёт представление о величине небосвода, непосредственно освещающего исследуемое место (чем больше видимый из окна участок неба, тем естественное освещение лучше). Угол отверстия АВД образуется двумя линиями, из которых одна (верхняя) идёт от места определения освещённости к верхнему краю окна, а другая (нижняя) направляется к высшей точке противолежащего здания. Величину угла отверстия определяют следующим образом: проводят мысленно прямую линию от поверхности рабочего стола к высшей точке противостоящего дома. Другое лицо, стоя у окна, отмечает на раме точку этой воображаемой линии, через которую она проходит (точка Д). Угол отверстия также определяют с помощью транспортира или таблицы тангенсов: угол ABД=угол ABC – угол ДВС; tg угла ДBC= ДС/ ВС.
(Угол отверстия должен быть не менее 5").
К светотехническим показателям относится коэффициент естественной освещённости.
Коэффициент естественной освещённости (КЕО) - это отношение освещённости в данной точке помещения к одновременной наружной освещённости в условиях рассеянного света, выраженное в процентах. Определяется КЕО экспериментально с помощью люксметра и расчет производится по формуле:
КЕ0 = Е1*100/Е2(%)
где Е1 - горизонтальная освещенность внутри помещения; Е2- освещенность горизонтальной плоскости вне здания.
В учебных комнатах, в операционных КЕО должен быть не менее 1,5%, в жилых комнатах, больничных палатах - не менее 0,5%.
33. . Гигиенические требования к искусственной освещенности различных помещений, нормативы.
К искусственному освещению предъявляются следующие гигиенические требования:
освещённость не ниже установленных норм:
устранение слепящего действия источников освещения;
равномерность освещения, его постоянство во времени;
ограничение резких теней;
приближение спектра источников света к спектру дневного света. При оценке искусственного освещения обращают внимание на:
вид источника света (лампы накаливания, лампы люминесцентные);
систему освещения (общее, местное, комбинированное);
тип осветительных приборов (прямого, отражённого, рассеянного света);
высоту подвеса и порядок размещения осветительных приборов;
Достаточность искусственного освещения определяется фотометрическим и расчётным методами.
При первом методе используют люксметры различных типов.
При расчётном методе подсчитывают число ламп в помещении и определяют их суммарную мощность. Затем эту величину делят на площадь пола помещения и получают удельную мощность искусственного освещения в ваттах на 1 м". Удельная мощность ламп для учебных комнат должна составлять - 48-50 вт/ м, .жилых комнат - 20 вт/м: .
Для перевода вт/м" в лк используется коэффициент Е, показывающий, какое количество люксов даёт удельную мощность, равную 1 вт/м". Коэффициент Е для помещений площадью не более 50 м" равен при лампах мощностью до 100 вт - 2,0, при лампах мощностью 100 вт и выше - 2,5 (при напряжении в сети 220 в).
Нормы общего искусственного освещения для жилых помещений и больничных палат при лампах накаливания 50 лк, люминесцентных лампах -100 лк, для учебных комнат - 150 лк и 300 лк, для операционных - 200 лк и 400 лк соответственно.