Внутренняя политика Николая I: кратко об основных направлениях. Внутренняя и внешняя политика Николая I кратко Политика николая 1 кратко
Тип урока: проблемно- диалогический урок.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Самоосмысление и самоопределение.
Подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
· формирование навыков преобразования информации;
· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внутренняя политика Николая I.
Тип урока: проблемно- диалогический урок.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
- формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
- формирование навыков преобразования информации;
- формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
- развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.
ХОД УРОКА
1. Актуализация темы и постановка проблемы
На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.
Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» .
Учитель:
21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу «Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.
Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.
На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».
Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.
Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?
Ответы учеников: Николай Первый.
На экране появляется с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.
Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?
Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).
Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.
Учитель:
Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина
Высочайшего двора
Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».
Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?
Ответы учеников:
Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?
Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.
Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?
Предположения учеников:
2. Изучение нового материала
Учитель:
В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).
Задание ученикам: ответить на вопросы:
1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?
Ответы учащихся:
1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)
2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:
Расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;
Создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;
Создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.
3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).
Учитель:
Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
-
Какой можно сделать вывод?
Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).
Учитель:
И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».
Физкультминутка «Да» - «Нет»
Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.
Предложения- утверждения:
1. Александр I учредил министерства (да)
2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)
4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)
5. Указ о «вольных хлебопашцах» издан 1805 году (нет, в 1803 г.)
6. Слова: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой» принадлежат Наполеону (да)
7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)
8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).
Учитель: Хорошо ребята, садитесь.
Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?
Ответы учеников: Крестьянский вопрос.
Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:
1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?
Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» (см. информационный лист).
Вывод:
1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.
Учитель:
Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
-
По
чему преобразования коснулись только государственных крестьян?
(Государство могло ими распоряжаться).
- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?
Обратимся к тексту учебника на стр.66.
Давайте ответим на вопросы:
1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.
Ответы учеников:
1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.
2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».
3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.
минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).
4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.
Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).
Ответить на вопросы:
1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крепостных крестьян)
.
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
(Нет)
Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса
Крестьянский вопрос
позиция власти
Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.
Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (Документ «Из выступление…»).
Ответы учеников :
Боялся крестьянского бунта;
Боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.
Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)
Ответить на вопросы:
1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?
2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?
Ответы учеников :
1. Было создано III отделение царской канцелярии, возглавляемый генералом А.Х. Бенкендорфом; был принят «Устав о цензуре», прозванный «чугунным» (Не допускалось в печать произведения, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать самовольные предложения о государственных преобразованиях, пресекалось религиозное вольномыслие).
2. Третьему отделению передавались все политические дела, контроль за настроениями умов, выискивание малейших проявлений «крамолы» (то что запрещено, противозаконно).
3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.
Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:
Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.
Вывод: Таким образом, деятельность III отделения создавала атмосферу недоверия и доносительства. Выявленные «крамолы» часто были неверными и преувеличенными. Поэтому и виновные, и невиновные могли понести тяжелые наказания.
Учитель: Итак, возвращаемся к нашей проблеме «Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?»
-
Разрешить нашу проблему нам поможет высказывание историка В.О.Ключевского. Характеризуя общую концепцию николаевского правления, он отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».
Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.
3. Закрепление изученного материала.
Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»
1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.
а) Издание нового цензурного закона
б) Издание первого полного свода законов
в) Издание первого свода действующих законов
2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?
а) запрет дробить дворянские имения между наследниками
б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления
в) запрет на занятие должностных мест не дворянами
а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин
4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:
а) введение крестьянского самоуправления;
б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;
в) ...
г) ...
5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I
а) розничная продажа крестьян была:
запрещена или разрешена
б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:
запрещено или разрешено
в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:
увеличены или точно зафиксированы
6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:
- Учреждение Третьего отделения а) 1825
- Смерть Николая I б)1826
- Восстание декабристов в) 1832
- Завершение кодификации права г) 1855
7. Вставьте пропущенные слова:
Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.
4. Рефлексия. Составьте синквейн «О личности Николая I»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1. Николай I
3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.
4. «Россией правят столоначальники»; строгая централизация управления; сохранение и укрепление существующего строя; опора на армию и чиновников.
5. Император, самодержец, Российская империя.
5. Домашнее задание: Параграф 10; вопросы и задания
Внутренняя политика Николая 1
Царствование Николай I (1825-1855) историки назвали «апогеем самодержавия». При нем было создано Третье отделение личной канцелярии императора (1826), основная задача которого — политический сыск (глава III отделения и жандармов генерал А.Х. Бенкендорф).
1830-1831 гг. - начался подъем массового антифеодального движения - «Холерные бунты» . Проведена кодификация законов (1833) - упорядочение российского законодательства. Проведена реформа П.Д. Киселева (1837-1841) - управление государственными крестьянами: часть крестьян переселили в губернии, увеличив их земельные наделы. Указ об «обязанных крестьянах» (1842) запрещал продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определенный оброк (деньгами или продуктами).
Таблица «Николай I. Внутренняя политика»
Направления внутренней политики | Мероприятия | Результаты внутренней политики |
1. Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация процесс, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением регламентации дея тельности) | Усиление роли Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) канцелярии в политической системе страны | Усиление надзора и контроля над всеми органами власти —> создание новых звеньев управления секрет ных комиссий и комитетов.
Охрана существующих порядков и пресечение любых попыток изменить самодержавный строй. Борьба против злоупотреблений и защита слабых от притеснения сильных |
3 июля 1826 г. - создание III отделения С. Е. И. В. канцелярии (численность - 32 человека) (глава - А. X. Бенкендорф) и корпуса жандармов [военизированного полицейского подразделения (с 1826 г.)] как органов политического сыска | ||
Усиление милитаризации -> министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы | ||
2. Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства | 1826 г. - создание II отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - М. М. Сперанский) для кодификации законодательства | Стабилизация самодержавной структуры власти.
Формирование в российском обществе правосознания |
1830 г. - опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 г. по 1825 г.) в 45 томах | ||
1833 г. - издание действующего Свода законов Российской империи в 15 томах | ||
3. Разработка мер, направленных на решение крестьянского вопроса | Создание секретных комитетов (около 10) по решению крестьянского вопроса | Регламентация в определённой степени крепостного права -> упорядочивание системы отношений между помещиком и его крепостными.
Изменение характера крепостного права -> преобразование из фактического средневекового рабства в институт оплаты в виде части урожая, передаваемой землевладельцу Создание условий для будущей отмены крепостного права. Сокращение численности крепостных крестьян: с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 3445 % в 18571858 гг. Улучшение положения государственных и крепостных крестьян |
1827 г. - запрещение отдавать крепостных крестьян на заводы | ||
1833 г. - запрещение продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги | ||
1835 г. - создание V отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - министр государственных имуществ П. Д. Киселёв) для проведения реформы государственных крестьян | ||
1837-1841 гг. - реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва | ||
2 апреля 1842 г. - издание указа об «обязанных крестьянах» -> введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка) | ||
1847-1848 гг. - инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии -> составление инвентарей - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения | ||
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам права выкупать себя на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги | ||
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам с согласия помещика права приобретать недвижимую собственность (незаселённые земли и строения) на своё имя | ||
4. Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства | Назначение на государственные посты представителей дворянства | потомственные почётные граждане - дети личных дворян, церковнослужителей, крупные предприниматели, купцы 1-й гильдии, учёные, художники, интеллигенция;
Личные почётные граждане - низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования Поддержка дворянства и защита его привилегий. Стремление к укреплению дворянского сословия -> ограничение числа лиц, получавших через выслугу доступ в дворянское сословие. Ограждение дворянства от наплыва в его среду недворянских элементов. Смягчение контраста между «верхами» и «простым народом» |
1828 г. - превращение гимназического образования в привилегию дворянского сословия и чиновничества | ||
1831 г. - значительное повышение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях | ||
1832 г. - введение двух новых привилегированных категорий горожан: | ||
1845 г. - резкое повышение чинов, дававших дворянское звание -> усложнение получения личного и потомственного дворянства | ||
1845 г. - издание указа об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) -> запрещение дробления дворянских имений между наследниками | ||
5. Ликвидация бюджетного дефицита | 1839-1843 гг. - проведение министром финансов Е. Ф. Канкриным финансовой реформы -> введение в качестве основы денежного обращения серебряного рубля; установление обязательного курса ассигнаций |
Установление в России стабильной финансовой системы, сохранявшейся вплоть до начала Крымской войны.
Обеспечение относительно устойчивого денежного обращения |
6. Совершенствование системы образования | 1828 г. - принятие новых уставов гимназий и училищ: приходские училища - для крестьян; уездные училища - для горожан; гимназии - для дворян и чиновников | Сословный характер образования -> разные ступени обучения предназначались для разных сословий.
Приоритет религиозному и нравственному воспитанию учащихся. Преобразование формулы «православие, самодержавие и народность» в глав-ный принцип Николая I во внутренней политике |
1833 г. - утверждение официальной идеологии самодержавия - теории официальной народности | ||
1835 г. - принятие нового университетского устава -> ограничение автономии университетов | ||
Рост числа учебных заведений -> гимназий стало больше почти в 2 раза | ||
Упразднение в университетах «ненужных» кафедр - философии и политэкономии, открытие кафедр русской истории, всемирной истории, истории и литературы славянских народов | ||
7. Контроль за печатью | 1826 г. - издание цензурного «чугунного» устава запрещение печатать всё, что имело хоть какую-то политическую подоплёку | Подавление проявления вольнодумства, реакция на яркость инакомыслия, попытка уничтожить его в зародыше -> очередной повод для вольнодумства |
1828 г. - принятие цензурного устава, несколько смягчившего предыдущий -> создание множественной цензуры - рукопись книги или статьи в зависимости от содержания проходила цензуру различных ведомств | ||
Преследование вольнодумцев -> закрытие журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Литературная газета», эмиграция А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, преследование публициста П. Я. Чаадаева | ||
1848 г. - учреждение особого комитета для цензуры книг и периодики (глава - Д. П. Бутурлин) («бутурлинский комитет») | ||
8. Борьба с революционными настроениям | Подавление Польского восстания 1830-1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского | Превращение Польши в «неотъемлемую часть Российской империи», утратившей самостоятельность.
Демонстрация подданным намерения Николая I карать инакомыслящих |
Преследование и ссылка петрашевцев - общее название членов кружка молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 г. - 1849 г.), руководимых М. В. Буташевичам-Петрашевским - чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849-1856 гг.) |
Внешняя политика Николая 1
В области внешней политики Россия решала две проблемы : охрана Европы от революционной опасности и «восточный вопрос».
Решая первую задачу, Николай I отменил польскую конституцию 1815 г. В правление Николая 1 Россия получила прозвище «жандарма Европы».
Вторым и главным направлением внешней политики России стало решение «восточного вопроса» : возникших в XVIII - начале XX в. международных противоречий, связанных с началом распада Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европейских стран за раздел владений империи.
В результате Русско-иранской войны (1826-1828) по Туркманчайскому договору к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Армения).
В итоге Русско-турецкой войны (1828-1829) по Адрианопольскому договору Турция признала присоединение к России Грузии и Восточной Армении.
Конспект урока по Истории России «Николай I (1825-1855)».
Николай родился в 1796 г. Он был младше братьев Александра и Константина, поэтому получил иное воспитание. Николай не отличался обширными познаниями, особенно в гуманитарной сфере. Его не привлекали к решению государственных дел, готовили к военной карьере. Отличительными чертами характера будущего монарха были мстительность, упрямство. Вместе с тем он был благопристойным и заботливым семьянином.
Дж. Доу. Портрет императора Николая I. 1820-е гг.
Вступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В письме брату 14 декабря 1825 г. Николай писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я $-$ император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». В начале правления царь пытался вникнуть в существующий порядок.
Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.
Поставив себе задачу поддержания существующего порядка, Николай сосредоточил усилия на централизации управления. В отличие от своего либерального брата, он не ставил целью заимствование Россией европейских политических институтов и принципов. Николай был убежден, что страна должна развиваться, опираясь на традиционные ценности и институты. С его правления в XIX в. начался новый поворот России к почвенничеству.
Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции):
Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надежное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора $-$ эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…
преобразования Николая I
Кодификация законодательства
Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти. Для этого были расширены функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому , члену Государственного совета. Взгляды Сперанского после ссылки и суда над декабристами претерпели изменения, он признал преждевременность своих ранних либеральных проектов. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи» . Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника $-$ «Свода законов Российской империи» , в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства и отверг это предложение.
Создание системы политического сыска
События 14 декабря 1825 г. убедили царя в необходимости усиления системы политической безопасности. Потому его следующим шагом стало образование полицейского аппарата с карательными и контролирующими функциями. 3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцеляри и во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом . Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. А. X. Бенкендорф, участник Отечественной войны и заграничного похода русской армии, принимавший активное участие в следствии по делу декабристов, создал широкую секретную агентурную сеть, установил тайный надзор за деятельностью частных лиц и чиновников.
Из документа (А. Х. Бенкендорф. Записки):
Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (…) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления (…)».
III отделение превратилось в независимый административный орган, воздействующий от имени императора на государственную и общественную жизнь, не считаясь с существующими законами. В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов». Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, поиска беглых крестьян, исполнения законов и приговоров суда. В 1837 г. создается сельская полиция: уезды были разделены на более мелкие административные единицы $-$ станы $-$ во главе с назначаемым губернатором становым приставом, опиравшимся в своей деятельности на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.
Дж. Доу. Портрет А. Х. Бенкендорфа
Сословная реформа
В декабре 1826 г . был создан Cекретный комитет во главе с графом Виктором Павловичем Кочубеем , членом Негласного комитета, и Михаилом Михайловичем Сперанским для рассмотрения бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти и проработки вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Николай поставил перед комитетом вопрос: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?».
Комитет подготовил два важных проекта сословной и административной реформ. Первый проект предусматривал отказ от Табели о рангах, отмену «личной выслуги». Доступ в дворянство ограничивался, дворянство приобреталось только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Проект вводил новые сословия «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, освобожденных от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Выдвинувшиеся по службе входили в новое сословие «чиновных граждан», низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, $-$ в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники составили слой «почетных граждан». Это нововведение защищало бы дворянство от «засорения» чужеродными элементами.
Не согласившись с мнением комитета в целом, император извлек из его проекта те части, которые не вызывали у властей никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным», в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли).
Второй проект предлагал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Функцией Государственного совета оставалось только обсуждение законопроектов. Сенат разделялся на верховный орган государственного управления $-$ Сенат правительствующий, состоящий из министров, и высший орган юстиции $-$ Сенат судебный. Аналогичный принцип был положен в основу системы местных органов власти в губерниях, уездах и волостях.
Проекты комитета 6 декабря 1826 г. были реализованы лишь частично. В 1832 г. закон учредил среднее сословие «почетных граждан» двух степеней $-$ «потомственных почетных граждан» (дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получивших образования, и выпускники высших учебных заведений). Указ 1845 г . повысил чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Потомственное дворянство отныне предоставлялось гражданским чинам с V класса, военным $-$ с VI, а личное дворянство $-$ с IX класса для гражданских и военных чинов. В 1845 г . был издан указ о майоратах, запрещавший делить имения, насчитывающие более 1000 душ крепостных крестьян, между сыновьями дворянина, и требовавший передачи имений старшему сыну.
Бюрократизация и милитаризация управления
Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества, что дало основание В. О. Ключевскому утверждать, что «здание российской бюрократии было возведено при Николае I».
Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории):
Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в это царствование.
Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М. Е. Салтыковым-Щедриным.
Из документа (М. Е. Салтыков-Щедрин. История о ретивом начальнике):
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесет. Науки упразднит $-$ польза, население напугает $-$ еще больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь…
Кукрыниксы. Из иллюстраций к сатирическому роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.
Под неусыпным контролем губернаторов и городских органов полиции оказались органы городского самоуправления $-$ шестигласные думы. Городские депутатские собрания были упразднены. Принятый в 1837 г. «Общий наказ гражданским губернаторам» имел целью централизацию и военизацию местного управления. Губернатор объявлялся полномочным хозяином губернии. Он должен был обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел.
В деле упорядочения городского управления важную роль сыграло «Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга» от 13 февраля 1846 г., в основу которого был положен сословный принцип. Оно создало иерархическую пирамиду городских жителей: на первой ступени стояло потомственное дворянство, за ним $-$ личные дворяне и почетные граждане, далее $-$ купцы, на четвертой и пятой ступенях соответственно находились мещане и ремесленники. Каждое сословие заседало в городской думе отдельно и избирало представителей в распорядительную думу, исполнительный орган. Закон 1846 г. поставил городские органы в зависимость от бюрократии. В распорядительную думу был введен правительственный чиновник, а губернатор получил возможность вмешиваться в дела городского самоуправления.
Охранительные меры в области цензуры и образования
Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров $-$ народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.
Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Министр просвещения С. С. Уваров, попытавшийся защитить университеты, в 1849 г. преждевременно покинул свой пост.
Финансовая реформа
Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.
Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.
Е. Ф. Канкрин
Крестьянский вопрос
В отношение крестьянского вопроса император разделял точку зрения А. Х. Бенкендорфа, утверждавшего, что крепостное право $-$ «пороховой погреб под государством». Разработку этого вопроса он поручил Павлу Дмитриевичу Киселеву , члену Государственного совета, стороннику отмены крепостного права. П. Д. Киселев, участник Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг., во время восстания 14 декабря 1825 г. возглавлял штаб второй армии, после разгрома движения был вынужден оправдываться от обвинений в связи с декабристами. В 1829–1834 гг. Киселев управлял находившимися под протекторатом России Дунайскими княжествами, где под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии $-$ органические регламенты. Регламенты дали личную свободу крестьянам и право перехода от одного землевладельца к другому, помещикам запрещалось выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй.
Андреев. Портрет графа П. Д. Киселева
В марте 1835 г. под началом П. Д. Киселева был создан Секретный комитет, разработавший план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. В 1836 ему было поручено руководить V Отделением личной канцелярии Николая I, после чего Киселев стал «начальником штаба по крестьянскому делу». Он настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». Задачи расширения крестьянского землепользования, облегчения тяжести феодальных повинностей, введения агрономических новаций и культурно-бытовых улучшений диктовали необходимость хорошего администрирования. С этой целью в 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ , которое под его руководством приступило к реформе управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. В задачу нового министерства входила забота об экономическом благосостоянии казенных крестьян, сбор с них подати, попечение о медицинской помощи и распространении грамотности.
В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Они объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях на сельских сходах избирали деревенских старост. Упорядочив административное управление, Киселев создав приходские училища, которые стали называть «киселевскими» школами. Администрация требовала от крестьян засевать лучшие земли картофелем, вводить общественную запашку. Реформа улучшила положение государственных крестьян, определила порядок наделения их землей и переселения, облегчила сбор налогов. Малоземельным крестьянам начиная с 1837 г. было отведено более 2 млн. десятин земли, в деревнях организовано 2,5 тыс. приходских училищ, построено 27 больниц.
Отрицательной стороной реформы явилось возникновение большого и затратного аппарата чиновников. Ей оказали сопротивление помещики, опасавшиеся усиления борьбы крепостных за переход в казенное ведомство. Крестьяне с недовольством воспринимали призывы администрации засевать земли картофелем, вводить общественную запашку. Их ответом на «начало казенной барщины» стали «картофельные бунты» на Севере, в Приуралье и Поволжье.
А. М. Тагаев-Сурбан. «Картофельный бунт»
Определенные меры к улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в 1840-х гг. В 1842 г . вышло Положение об обязанных крестьянах, в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. В 1827–1846 гг. было ограничено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, за ревизской душой мужского пола закреплено право на 4,5 десятины земли, запрещено продавать крепостных отдельно от семьи. В 1847–1848 гг. были составлены инвентарные правила, определившие в трех губерниях Западного края размеры наделов и повинности крестьян. Эта регламентация ограничивала право помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных. Однако предпринятые меры были недостаточны для решения крестьянского вопроса, свидетельствовали скорее о желании «преобразовать» систему крепостного права, чем ликвидировать ее.
Итоги внутренней политики Николая I
Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Не доверяя обществу, Николай I опирался на чиновную бюрократию. Жестокость и рациональность $-$ характерные черты личности царя $-$ повлияли на формальное отношение его правительства к государственным делам. Император пытался вникнуть в существующий порядок, брался за многие нововведения, но не всегда понимал их сути. Поэтому чиновники времен Николая I также оказались формальными исполнителями его воли. Они не старались тщательно рассмотреть отдельное дело, не стремились найти наиболее подходящее решение для каждой проблемы. Их главная забота заключалась в том, чтобы соблюдать правила и предписания, независимо от того, разумны ли они или могут привести к результатам, противоположным тому, что было задумано. Безнаказанность и круговая порука довершали дело разложения чиновничества.
Николаю I не удалось стать вторым Петром Великим, на политику которого царь равнялся. Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления.
Историки о времени правлении Николая I:
Официальная дворянская историография положительно отзывалась о правлении Николая I. В работах М. А. Корфа, Н. К. Шильдера, И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича идеализировалась как личность Николая, так и его внутренняя политика. Апологетом его правления считается Н. К. Шильдер (1842-1902), который высоко оценивал государственную деятельность Николая I. Он противопоставил космополитическому характеру политики Александра I национальную политику Николая I.
Либеральная историография (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов, С. Ф. Платонов) говорила о «разрыве власти с обществом» при Николае I. В то же время А. А. Корнилов считал, что «правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идей просвещенного абсолютизма».
А. Е. Пресняков стал одним из первых историков называть этот период «апогеем самодержавия». Историк писал: «Время Николая I - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти в ту самую пору, как во всех государствах Западной Европы монархический абсолютизм, разбитый рядом революционных потрясений, переживал свои последние кризисы».
Советская историография (Б. Г. Литвак, Н. М. Дружинин, Н. П. Ерошкин) критически относилась к правлению Николая, подчеркивалось возросшее значение Третьего Отделения и чиновничьей бюрократии в годы его царствования. Вся его деятельность представлялась как подготовительный этап Крымской катастрофы, а все попытки николаевского правительства решить крестьянский вопрос назывались «пустыми хлопотами». Так, Б. Г. Литвак многолетнее обсуждение вопроса об освобождении крепостных крестьян в «секретных» комитетах Николая I сравнивает с «танцем кота вокруг котла с горячей кашей». Главную причину этого советские историки видели в боязни правительства недовольства со стороны дворянства и в надежде Николая I, что русские помещики сами «созреют» и предложат провести реформу.
В современной историографии произошло определенное переосмысление эпохи правления Николая I: историческая наука отошла от однозначно негативной оценки его царствования, эпоха Николая I рассматривается как этап общего поступательного движения России, этап тем более важный, что он предварял реформы 1860-х гг. В 1997 г. редакция журнала «Родина» провела специальный круглый стол об эпохе правления Николая. В нем приняли участие ведущие специалисты по истории России первой половины XIX в. С. В. Мироненко, В. А. Федоров, А. В. Левандовский, Д. И. Олейников, С. С. Секиринский, Ю. А. Борисенок. Современные историки по-разному оценивают результаты деятельности Николая I. Имеется немало исследователей, придерживающихся традиционных взглядов на Николая I и эпоху его правления. Т. А. Капустина пишет: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции». В. Я. Гросул правление Николая I по-прежнему называет «апогеем самодержавия»: император, по его словам, «выжал из феодализма практически все, что мог».
В современной литературе присутствует и другая точка зрения на время правления Николая I. Она отрицает многое из того, что писала о Николае I советская историография. А. Б. Каменский указывает, что было бы неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера». Историк проводит параллели в судьбах Николая I и его старшего брата императора Александра I: и тот и другой пытались провести необходимые обществу реформы, но натолкнулись на непреодолимые трудности, связанные с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императоров. Поэтому, по словам Каменского, главным вопросом в правление Николая I стал вопрос «о сохранении политического режима и государственной безопасности».
Централизация управления
Дата | Решение |
1826 г. | Образование Собственной Его Императорского Величества канцелярии (первое отделение $-$ канцелярия, второе $-$ кодификация, третье $-$ высшая полиция, четвертое $-$ благотворительность, пятое $-$ государственные крестьяне, шестое $-$ управление делами Кавказа). |
1827 г. | Образование Корпуса жандармов. Страна разделена на 5 (с 1843 г. $-$ 8) жандармских округов. |
1828–1832 гг. | Составление Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи под руководством М. М. Сперанского. |
1832 г. | Органический статут Царства Польского: ликвидация сейма, польской армии. Русификация Царства Польского: введение русского языка, русской системы мер и весов, русской валюты. |
Политика в области просвещения и печати
Дата | Решение |
1826 г. | Новый устав о цензуре («чугунный устав»). |
1828 г. | Устав гимназий и училищ уездных и приходских; утверждение сословного принципа при приеме в учебные заведения (в гимназии принимаются только дети дворян). |
1833 г. | О мерах против умножения частных учебных заведений. |
1835 г. | Университетский устав: фактическое управление отдано попечителям учебных округов (в ряде случаев $-$ генерал-губернатору), фактически ликвидировалось право выбора ректоров и профессуры, упраздняется университетский суд. Однако восстановлено преподавание философии, срок обучения увеличен до четырех лет, поощрение выпускников, введение подготовительных курсов. |
1837 г. | «Параллельная» цензура $-$ просмотр сочинений, уже прошедших цензуру. |
1848– 1855 гг. | Усиление цензурного гнета в связи с многочисленными крестьянскими восстаниями и «весной народов» в Европе. Деятельность «бутурлинского» цензурного комитета. Ликвидация остатков университетской автономии. Ограничение числа студентов. |
Высшие специальные учебные заведения: 1828 г. $-$ Технологический институт, 1830 г. $-$ Архитектурное училище, 1832 г. $-$ Училище гражданских инженеров, 1835 г. $-$ Межевой институт и Училище правоведения.
Меры по укреплению положения дворянского сословия
разорение дворянства (54 % имений заложены к 1844 г.);
рост доли чиновного дворянства (52 %);
низкая доля дворян в университетах (35 %).
Привилегии дворянству:
предоставление ссуд;
наделение землей из государственного фонда;
бесплатное обучение в учебных заведениях;
помощь при чинопроизводстве.
Дата | Решение |
1831 г. | Дворянские губернские собрания получали право подавать представления о нуждах и по вопросам местного самоуправления. |
1831 г. | Повышение ценза для участия в дворянских собраниях. Мелкопоместные дворяне участвуют в выборах через представителей. |
1832 г. | Манифест о почетном гражданстве: ограждение притока в дворянское сословие представителей низших сословий. |
1845 г. | Изменение порядка получения дворянства через службу (личное дворянство теперь дается только с 9-го ранга (а не с 12-го), а потомственное $-$ с 5-го (а не с 8-го)). |
1845 г. | Закон о майоратах: при желании помещик мог объявить имение заповедным и передать все старшему сыну (для имений свыше 1000 десятин). |
Крестьянский вопрос
частые крестьянские бунты.
В ответ правительство идет на ряд декларативных уступок, не имевших существенного влияния на ситуацию. Создание за период царствования Николая I 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу.
Дата | Решение |
1827 г. | Запрет продавать одних крестьян без земли или землю без крестьян; запрет продавать крепостных на заводы. |
1828 г. | Ограничение права ссылки крестьян. |
1833 г. | Запрет продавать крестьян с публичного торга с разделением семей, запрет расплачиваться крестьянами за долги, запрет переводить крепостных в дворовые с лишением их земли. |
1837–1841 гг. | Реформа государственной деревни П. Д. Киселева. Создание новой системы управления деревней с элементами самоуправления, организация начального образования, медицинской и ветеринарной помощи, наделение безземельных крестьян землей, их переселение в Сибирь. Усиление чиновнического и налогового гнета. |
1841 г. | Запрет дворянам, не имеющим земли, покупать безземельных крепостных. |
1842 г. | Указ об обязанных крестьянах: крестьянин получает свободу и землю, но только в пользование, за что он обязан отбывать фиксированные повинности. |
1844 г. | Право помещиков отпускать дворовых по их согласию. |
1844–1855 гг. | Инвентарная реформа в западных губерниях, правобережной Украине и белорусских губерниях. Фиксация повинностей крестьян, перевод их в статус государственных. |
1847 г. | Право крестьян выкупаться в течение 30 дней с момента объявления о продаже имения с публичных торгов за неустойки. Плата вносится единовременно. Фактически указ быстро аннулирован. |
1847 г. | Право Министерства государственных имуществ покупать помещичьи имения с переводом крепостных в статус государственных. |
1848 г. | Право крестьян покупать землю на свое имя только с согласия помещика. Купленная земля не защищена законом (помещик может конфисковать). |
Политика в области промышленности, торговли и финансов
слабые темпы урбанизации (8 % к концу царствования) при постепенно происходящем промышленном перевороте и увеличении рабочих рук в промышленности в три раза за царствование Николая I;
интерес государства в развитии промышленности;
слабое развитие путей сообщения в огромной империи;
растущий бюджетный дефицит.
Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.
После смерти (или исчезновения) брата Александра в 1825 году был вскрыт императорский манифест 1823 года, где Александр указал Николая своим наследником престола в обход брата Константина, поскольку тот от правления отрекся. Николай настоял на соблюдении всех юридических проволочек и приказал всем присягнуть Константину, а после этого отправить тому посла в Варшаву, чтобы брат подтвердил отречение. Константин отречение подтвердил, но с нотариальным заверением затянул по неизвестной причине. Этим воспользовались члены Северного и Южного тайных обществ декабристов , которые долго ждали удобного момента. Этот небольшой период биографии Николая известен как Междуцарствие .
14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло Восстание декабристов , которое поэтично воспевали историки советской эпохи, а на самом деле являлось бунтом радикально-настроенной и непризнанной интеллигенции и дворян-тунеядцев. Петербургский «майдан» 1825 года (а сходство с недавними киевскими событиями крайне велико) обернулся блокированием Сената, убийством Петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича (героя Отечественной войны 1812 года ) и требованием Пущина и Рылеева не присягать Николаю Романову, создать временное правительство с целью переформатирования Российской империи в конституционную монархию, а еще лучше - в республику по примеру Франции конца XVIII века .
Как это часто бывает у либеральных революционеров, восстание было организованно из рук вон плохо, и правительственные войска легко его подавили. Пятеро основных инициаторов было казнено (первая и последняя казнь в правление Николая I), остальные отправлены в ссылку. При этом император лично назначал место ссылки для каждого декабриста. В опалу попал и молодой вспыльчивый поэт Александр Сергеевич Пушкин , чьи стихи в поддержку декабристов были найдены чуть ли не у каждого второго задержанного. Позже Николай I захотел лично лицезреть великого поэта, для чего вернул его из ссылки, затем назвал Пушкина умнейшим человеком в России и стал его личным цензором.
Внутренняя политика Николая I.
Во внутренней политике Николай Павлович придерживался более консервативных взглядов, чем его либеральный брат .
- Он ужесточил цензуру после Восстания декабристов. Именно этот факт обычно вспоминают либеральные отечественные и западные историки (полностью игнорируя всю остальную деятельность) как средство поливания грязью брата Александра Павловича .
- Николай I, наконец, стал уделять внимание индустриализации страны, совершил промышленный переворот тем, что:
- создал множество фабрик, заводов, завез из-за границы новые станки и оборудование;
- заложил первую железную дорогу - от Москвы до Санкт-Петербурга в 1836-1837 годах;
- уделил особое внимание техническому образованию как высшего, так и низшего сословий;
- провел ряд архитектурных и строительных реформ, как например, регламент высоты зданий согласно ширины улиц, постройка астрономической обсерватории, изменения в фортификационном строительстве (благодаря последним Санкт-Петербург стал неприступным для штурма со стороны Балтийского моря).
- Военная реформа. Введение строгой дисциплины (при Александре офицеры ходили чуть ли не во фраках, и вообще - в чем заблагорассудится) и создание внешних знаков различия. Звездочки на погонах - изобретение Николая, до этого было непонятно какого звания офицер, пока он не представится или не предоставит документы.
- Кодификация нормативно-правовых актов. До этого времени последний свод законов был создан еще в середине XVII века вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем (Соборное Уложение 1649 года), и все последующие законы за почти 200 лет были не структурированы и часто противоречили друг другу.
- Активное участие в проблемах крестьян. Было отменено много законов еще петровской эпохи . Теперь крестьяне не могли быть проданы отдельно от своей семьи и без своей земли. Безземельные дворяне вообще теряли право на крепостных. Свободные (государственные) крестьяне получили некоторые права и привилегии. Были созданы школы и больницы для крестьянского сословия, а позже и суды. За угнетение крестьян помещики строго наказывались (вплоть до ареста всего имущества).
- Активное участие в жизни простого населения. Во время эпидемии холеры 1830 года, например, Николай I лично посетил лечебницу с больными, каждого приободрил и выслушал, невзирая на крайне высокую опасность заражения. После этого он один в поле сжег одежду, чтобы не заразить окружающих, выждал карантин в 11 дней и вернулся ко двору. Это был беспрецедентный случай для того времени, но многие историки забывают о таких фактах, называя Николая I самодержцем-тираном и деспотом.
Внешняя политика Николая I.
C 1826 года по 1828 год Персия предприняла неоднократные попытки вернуть свои земли в Закавказье. В результате двухлетней русско-персидской войны она потеряла еще и Нахичеванское и Эриванское ханства.
Конспект по истории России
Николай I (1825-1855 годы) , который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.
Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.
Новый самодержец усиливал карательный аппарат . В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.
Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.
Реакционной оставалась и политика в области просвещения . Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".
В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.
Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами . Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.
Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение . Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.
Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.