Восприятие, его виды и свойства. Психология
Не получается решить тест онлайн?
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.
Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется …
абсолютным нижним порогом
порогом различения
временным порогом ощущений
диапазоном чувствительности к интенсивности
2. К экстерорецептивным относятся … ощущения
зрительные
органические
вибрационные
температурные
3. Восприятие часто принято называть …
осязанием
апперцепцией
перцепцией
наблюдательностью
4. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают … процессы
познавательные
мотивационные
эмоциональные
волевые
5. Основной психофизический закон принято называть законом …
Вебера-Фехнера
Бунзена-Роско
Стивенса
Гельмгольца
6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как …
синестезия
сенсибилизация
адаптация
аккомодация
7. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…
абсолютной чувствительностью
дифференциальной чувствительностью
сенсибилизацией
адаптацией
8. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит…
ведущий анализатор
предмет восприятия
форма существования материи
целенаправленность характера деятельности субъекта
9. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при …
его непосредственном взаимодействии с этим объектом
его опосредованном взаимодействии с этим объектом
отсутствии воспринимаемого предмета
отсутствие взаимодействия
10. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….
эмпатией
идентификацией
социально-психологической рефлексией
стереотипизацией
11. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон …
транспозиции
фигуры и фона
симметрии
константности
12. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение - это …порог ощущений.
нижний абсолютный
дифференциальный
временный
верхний абсолютный
13. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется …
инсайтом
перцепцией
апперцепцией
сенсибельностью
14. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и других разновидностей ощущений является …
время возникновения в ходе эволюции
модальность раздражителя
место расположения рецепторов
наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем
15. Получение первичных образов обеспечивают…
сенсорно-перцептивные процессы
процесс мышления
процесс представления
процесс воображения
16. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется … порогом ощущений.
нижним абсолютным
дифференциальным
временным
верхним абсолютным
17. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …
целостность
предметность
константность
структурность
18. Основным критерием разделения видов восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает …
ведущий анализатор
предмет отражения
форма существования материи
активность субъекта
19. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к … характеристикам.
модальностным
пространственным
временным
интенсивностным
20. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы – это …
центральный отдел анализатора
рецептор
проводниковый отдел
периферический отдел
21. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…
качество ощущений
интенсивность ощущений
пространственная локализация раздражителей
длительность ощущений
22. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…
проводниковым отделом
рецептором
анализатором
рефлексом
23. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую - это …
синестезия
аккомодация
конвергенция
сенсибилизация
24. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются …
экстерорецептивными
интерорецептивными
проприорецептивными
интерактивными
25. Рецепторы, специализирующиеся на приеме и обработке воздействий из внутренней среды организма, называются…
экстерорецепторами
интерорецепторами
проприорецепторами
внешними
26. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются…
афферентными
эфферентными
эффективными
аффективными
27. К основным свойствам ощущений не относится…
качество
интенсивность
длительность
объем
28. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует …
иллюзии
перцептивные действия
наблюдательность
осязание
29. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как …
адаптация
сенсибилизация
синестезия
модальность
30. Свойство восприятия тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предметов называется …
константностью
осмысленностью
избирательностью
целостностью
31. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…
агнозией
галлюцинацией
иллюзией
бредом
32. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как…
адаптация
сенсибилизация
синестезия
модальность
Рис. 5. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение
Восприятие (перцепция) – процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентировку в ситуации. Перцепция – это процесс осознания ощущения того, что находится вокруг нас. С помощью восприятия человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Воспринимаемый мир есть чувственное отражение реального. Это фрагмент реального мира.
Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия. Стимул – любое событие, предмет, образ, понятие, нечто, возбуждающее организм или приводящее его в состояние готовности, т.е. воздействующее на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом.
Основными свойствами восприятия являются:
· предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме целостных образов конкретных предметов. Эти образы обладают относительным постоянством некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия;
· структурность заключается в том, что восприятие доводит до нашего сознания смоделированную структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Мы воспринимаем не наши мгновенные ощущения, а некую абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени;
· активность заключается в сосредоточении нашего внимания в любой момент времени только на одном стимуле или конкретной группе стимулов, остальные объекты реального мира активно не отражаются в нашем сознании;
· апперцептивность означает ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, требующее напряжения воли. Поэтому в процессе восприятия большое значение имеет предшествующий перцептивный опыт, особенности личности человека, его знания, мотивы, установки, эмоциональное состояние;
· контекстность восприятия – влияние определенных обстоятельств (событий, физических и психологических процессов), при которых происходит действие или событие и которые оказывают влияние на поведение человека. Реакция людей на внешние раздражители зависит от контекста. Главная проблема заключается в том, чтобы различить значительные и незначительные ситуативные воздействия;
· осмысленность восприятия связана с мышлением и языком человека. Это выражается в том, чтобы сознательно выделить предмет, мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом, осуществить осознанный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс восприятия – это сложный процесс, состоящий из следующих этапов:
1. Регистрация (наблюдение). Сначала мы «наблюдаем» информацию (чувственные данные) из внешнего окружения с помощью наших органов восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса;
2. Селекция (отбор, избирательность). Наш мозг отбирает только те данные, которые подлежат дальнейшей обработке;
3. Организация восприятия. Мы организуем отобранные данные в значимые образы для интерпретации и ответной реакции;
Большинство различий перцепции у людей связано с тем, каким образом они отбирают и организуют чувственно воспринятые данные. На результат каждого из этапов оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с органами восприятия, чувственными данными или объектом восприятия, а внутренние – с воспринимающей личностью. Характеристики объекта и нас самих – это те ключевые составляющие, которые влияют на то, что мы воспринимаем вещи иначе, чем окружающие нас люди. Рассмотрим факторы, влияющие на избирательность процесса восприятия.
Внешними факторами , влияющими на избирательность восприятия являются:
· размер . Чем больше размер внешнего фактора, тем большая вероятность его восприятия людьми;
· движение . Движущийся фактор имеет большую вероятность восприятия;
· интенсивность . Чем больше интенсивность внешнего фактора, тем больше вероятность того, что его воспримут (яркий свет, громкий звук, угрожающая интонация и т. д.);
· повторяемость. Повторяющийся фактор воспринимается намного быстрее;
· контрастность. Степень выделения объекта на фоне других. Внешние факторы, которые находятся в противоречии с окружением или которые расходятся с ожиданиями людей будут восприняты быстрее;
· новизна и узнаваемость. Внимание, в первую очередь, привлекает либо знакомый, либо новый фактор в окружающей среде.
Внутренними факторами восприятияявляются перцептивные ожидания (установки), потребности и мотивация, цели и задачи, знания, личностные особенности, Я-концепция, эмоциональное состояние, жизненный и профессиональный опыт.
Перцептивные ожидания – это ожидание, основанное на прошлом опыте с такими или подобными стимулами. Это установка восприятия, при которой люди видят, слышат то, что они хотят или ожидают увидеть и услышать.
Потребности и мотивация играют важную роль в восприятии. Люди замечают чувственные данные, которые потенциально удовлетворяют их потребности. Необходимость удовлетворить определенную потребность мотивирует к восприятию определенных стимулов. Голодный человек более чувствителен к пище, чем неголодный. Мотивация играет важную роль в определении того, что человек заметит в первую очередь. Например, в период кризиса и возможного сокращения персонала организаций работники будут более чувствительны к объявлениям о найме на работу, чем в предшествующий благоприятный период функционирования организаций.
Личностные особенности, индивидуальность сказываются на том, в каком свете люди воспринимают других людей. Оптимисты видят вещи в благоприятном свете, пессимисты – в негативном. Между этими двумя крайностями те, кто видят вещи более или менее объективно. Реалистично воспринимающие себя люди хорошо знают свои достоинства и недостатки и могут эффективно действовать, не обращая особого внимания на оправдания за свои ошибки. Индивидуальные черты личности (макиавеллизм, локус контроля, авторитаризм, догматизм и др. будут рассмотрены в 3 главе) заставляют людей отфильтровывать или активно отбирать чувственные данные на базе их ориентации.
Я-концепция – это самоопределение каждого человека, она вырабатывается в процессе взаимодействия с окружающими людьми и определяет как мы обрабатываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг восприятия себя. Я-концепция изменяется с возрастом и под влиянием ситуативных факторов. К таким факторам относятся:
· культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство «Я». Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают взаимозависимое, «социально связанное» чувство своего «Я»;
· личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности;
· суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение;
· роли, которые мы играем. Когда мы только начинаем играть новую роль (студента университета, родителя, продавца и т. д.), то мы можем испытать чувство неловкости. Постепенно наше чувство «Я» впитывает в себя то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью;
· самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самим собой, можно открыть, что теперь воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражали;
· социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низких, благородных или подленьких.
Мы используем наше «Я» как базу для восприятия. Например, если мы воспринимаем себя некомпетентными, слабыми, беззащитными, то мир вокруг будет восприниматься как угрожающий. Поэтому мы вряд ли будем рисковать и пытаться завоевать наше окружение. Если мы воспринимаем себя знающими, то мы будем ставить высокие цели и добиваться их. Оценивание себя является самооценкой или самоуважением. Высокий уровень самоуважения более предпочтителен, чем низкий.
Эмоции. Эмоциональное состояние личности оказывает большое влияние на восприятие. Сильная эмоция, например полное неприятие курса фирмы, может вызвать у человека негативное восприятие большинства решений и правил фирмы. Поскольку сильные эмоции часто искажают восприятие, управляющим необходимо осознать, с какими вопросами или действиями связаны сильные эмоции у подчиненных.
Организация восприятия является третьим этапом в процессе восприятия. Фундаментальной формой организации восприятия является «фигура – фон» на основе принципа группировки стимулов в узнаваемую структуру. Не все стимулы осознаются с равной ясностью. Сфокусированный (доминирующий) фактор называется фигурой. Фактор, который воспринимается, но не находится в фокусе, называется фоном. Фигура – фон это стремление воспринимать чувственные данные, к которым мы наиболее внимательны, на фоне чувственных данных, к которым наше внимание менее пристально. Например, в рабочем коллективе профсоюзный лидер или неформальный лидер воспринимаются руководителем яснее, чем другие рабочие.
Организующая природа восприятия очевидна также, когда подобные стимулы группируются вместе в некую узнаваемую структуру. Группировка является основным принципом организации восприятия и осуществляется по следующим принципам:
· близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;
· схожесть (подобие). Стимулы, схожие по размеру, цвету, форме, очертаниям имеют тенденцию восприниматься вместе;
· завершение (замкнутость, полнота, цельность) выражается в стремлении закончить фигуру, имеющую отсутствующие элементы. Эта способность позволяет воспринимать стимулы как цельный объект, хотя некоторые детали объекта остаются невидимыми;
· общая зона. Стимулы, выявленные в пределах одной зоны, имеют тенденцию восприниматься как группа. В соответствии с этим принципом мы мысленно объединяем людей из одной страны, провинции или географической зоны.
Результатом процесса восприятия является построение образа ситуации, который более значим для поведения, чем сам объект восприятия. Образ ситуации – это обобщенная картинафрагмента реального мира, воспринимаемого человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – складывающаяся в результате переработки информации о нем. С помощью процессов категоризации и интерпретации индивид тем или иным образом определяет ситуацию, то есть исследует и оценивает ее. Следствием этих процессов становится его поведение, которое он строит в соответствии с ситуацией. В связи с этим можно конкретизировать определение поведения людей, данное в начале данной главы.
Человеческое поведение – это совокупность реакций приспособления к изменяющемуся пониманию ситуаций. Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но создает образ ситуации и определяет себя в этой ситуации.
Восприятие
Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Свойства восприятия
- Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
- Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
- Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
- Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
- Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
- Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
Константность восприятия
Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:
где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.
Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.
Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.
Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.
Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.
Факторы восприятия
Внешние
- Размер
- Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
- Контрастность (противоречие с окружением)
- Движение
- Повторяемость
- Новизна и узнаваемость
Внутренние
Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .
Восприятие в зоопсихологии
Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.
К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .
Эффекты восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
- Эффекты стереотипизации:
- Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
- Эффекты последовательности:
- Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
- Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
- Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
- Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
- Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
- Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
- Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
- Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
- Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
Атрибуция
Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.
Впечатление
Формирование впечатления
Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.
Впечатления составляют:
- Образцы поведения
- Абстракции
Управление впечатлениями
Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
- Усиление собственной позиции
- Усиление позиции собеседника
Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:
- Представление собеседника в лучшем свете
- Согласие с мнением собеседника.
- Самопрезентация
- Комбинация 1-3
- Оказание услуг
Литература
- Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
- К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :, 09.09.2019 Организация деятельности ГПС Тема № 1. Организация по , Военно-морской флот Российской Федерации.pptx , Прогноз социально-экономического развития Российской Федерац (1) , МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do , Курганская М. Я. Автореферат ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИ , Министерство образования и науки Российской Федерации.docx .
Восприятие
40. Восприятие часто принято называть:а) осязанием,
б) апперцепцией,
в) перцепцией,
г) наблюдательностью.
41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:
б) отечественной психологии
в) гештальт психологии
г) психологии сознания
42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:
а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом
б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом
г) все ответы неверны
43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и
восприятия.
а) первичны
б) вторичны
в) третьичны
г) все ответы верны
44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, - это:
а) апперцепция
б) перцептивная система
в) перцептивные действия
г) осязание
45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:
в) форма существования материи
г) активность субъекта
46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:
а) апперцепция
б) иллюзии
в) наблюдательность
г) осязание
48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:
а) бессознательного
б) сознательного
в) надсознательного
г) все ответы верны
49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
а) агнозией
б) галлюцинацией
в) иллюзией
г) бредом
50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:
а) транспозиции
б) фигуры и фона
в) прегнантности
г) константности
51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия
б) галлюцинациями
в) фантазиями
г) грезами
52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
а) инсайтом
б) перцепцией
в) апперцепцией
г) сенсибельностью
53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.
а) иллюзия
б) константность
в) целостность
г) предметность
54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов , называется:
а) константностью
б) осмысленностью
в) избирательностью
г) целостностью
55. Константность восприятия _____ свойство.
а) врожденное
б) приобретенное
в) генетически обусловленное
г) все ответы верны
56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприят ия:
а) целостности
б) предметности
в) константности
г) структурность
57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:
а) потребностей
б) интересов
в) ожиданий
г) все ответы верны
58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные , но существенные детали, характеризует:
а) иллюзии
б) перцептивные действия
в) наблюдательность
г) осязание
59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
а) более продолжительное
б) быстро прошедшее
в) обычно, без изменений
г) все ответы верны
60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:
а) апперцепция
б) установка
в) наблюдательность
Последнее обновление: 07/06/2015
Восприятие позволяет нам чувствовать мир вокруг нас. Подумайте обо всём, что вы воспринимаете каждый день. В любой момент вы можете увидеть знакомые предметы вокруг себя, ощутить прикосновение к своей коже, почувствовать аромат любимого блюда или услышать, как сосед сверху включил музыку. Всё это составляет наш сознательный опыт и позволяет нам взаимодействовать с миром и людьми вокруг нас.
Что такое восприятие?
Восприятие - чувственное познание мира вокруг нас, оно включает в себя как перцепцию стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на них. Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.
Восприятие не только создает нашу картину мира; оно позволяет нам действовать в рамках нашей окружающей среды.
Восприятие включает в себя осязание, зрение, вкус, обоняние, проприоцепцию (способность организма обнаруживать изменения в положении тела), а также познавательные процессы, необходимые для обработки информации (узнавание лиц, знакомых запахов).
Процесс восприятия и его элементы
Процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с события, происходящего в окружающей среде, за которым следует восприятие нами стимула и наши действия в ответ на него. Этот процесс происходит постоянно; мы не тратим много времени или усилий на анализ самого процесса восприятия, поскольку в любой отдельный момент мы воспринимаем слишком большое количество стимулов.
Процесс преобразования света, который попадает на сетчатку, в реальный визуальный образ происходит бессознательно и автоматически.
Для того, чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, давайте разобьём его на элементы:
- стимулы окружающей среды;
- стимул, привлёкший внимание;
- перенос изображения на сетчатку;
- трансдукция (преобразование) изображения;
- нейронная обработка сигнала;
- восприятие;
- узнавание;
- действие.
Рассмотрим их поподробнее.
Стимул окружающей среды
Мир полон стимулов, которые могут привлечь наше внимание используя наши органы чувств. Стимулом окружающей среды может стать всё, что может быть воспринято - всё, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или услышать. Кроме того, нельзя забывать и о проприоцепции - нашей способности ощущать движения рук и ног, а также изменения в положении тела по отношению к объектам окружающей среды.
Например, представьте, что вы находитесь на утренней пробежке в местном парке. Пока вы тренируетесь, ваше внимание могут привлечь самые разные стимулы: лёгкий ветерок; играющий со своей собакой человек; проезжающий мимо автомобиль, из приоткрытых окон которого раздаётся громкая музыка; утка, плескающаяся в пруду неподалёку. Всё это-стимулы окружающей среды, которые выступают в качестве отправной точки для процесса восприятия.
Стимул, привлёкший внимание
Данный стимул - конкретный объект окружающей среде, на котором сосредотачивается наше внимание.
В большинстве случаев мы фокусируемся на стимулах, которые нам знакомы - например,это может быть лицо друга в толпе незнакомых людей. Иногда - наоборот, на стимулах, которые обладают некоторой новизной для нас.
Давайте вернёмся к предыдущему примеру с парком. Представим, что во время тренировки вы сконцентрировались на утках, плавающих в близлежащем водоёме. Стая уток представляет собой как раз стимул, привлёкший ваше внимание. На следующем этапе восприятия будет преобладать уже визуальный процесс.
Перенос изображения на сетчатку
Далее стимул преобразуется в изображение на сетчатке. Вначале свет проникает через роговицу и зрачок, попадая на хрусталик. Роговица помогает сфокусировать свет, а радужная оболочка глаза контролирует размер зрачков, необходимый для того, чтобы определить, сколько света нужно.
Как вам, возможно, уже известно, изображение на сетчатке на самом деле перевернуто. На данном этапе восприятия это не так уж и важно, поскольку это изображение ещё не воспринимается нами, и позже эта визуальная информация будет изменена.
Трансдукция (преобразование) изображения
После этого изображение на сетчатке преобразуется в электрические сигналы, что позволяет передавать в мозг визуальные сообщения с тем, чтобы они интерпретировались.
Сетчатка содержит много фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки отвечают, прежде всего, за сумеречное зрение (восприятие объектов в условиях низкой освещенности), в то время как колбочки связаны с восприятием цвета и формы при нормальном уровне освещенности.
Палочки и колбочки содержат белок (ретиналь), который отвечает за преобразование света в визуальные сигналы, которые затем передаются в мозг с помощью нервных импульсов.
Нейронная обработка сигнала
На следующем этапе электрические сигналы подвергаются нейронной обработке. Путь определённого сигнала зависит от его модальности (т.е. звуковой это сигнал или визуальный).
По нейронам, расположенным по всему телу, электрические сигналы поступают от рецепторов к головному мозгу. В нашем предыдущем примере изображение уток, плавающих в пруду, поступает на сетчатку, преобразуется в электрический сигнал, а затем обрабатывается с помощью нейронов.
О том, что вы на самом деле воспринимаете стимул и осознаёте его присутствие в окружающей среде, можно говорить только на следующем этапе.
Восприятие
Именно на данном этапе мы осознаём присутствие раздражителя. Но одно дело - просто быть в курсе его существования, и совсем другое - полностью осознавать его.
Узнавание
Восприятие подразумевает не только осознание стимулов. Нашему мозгу необходимо классифицировать и интерпретировать то, что он воспринимает. Наша способность интерпретировать информацию, получаемую в процессе восприятия, и придавать смысл, значение объекту - и есть следующий элемент.
Так, находясь в парке и наблюдая за утками, на данном этапе вы понимаете, что это утки и что они плавают в воде.
Этап узнавания является неотъемлемой частью восприятия, так как он позволяет нам понять мир вокруг нас. Распределяя объекты по категориям, мы можем понимать мир вокруг нас и реагировать на него.
Действие
Последний этап процесса восприятия предполагает какое-то действие в ответ на стимул окружающей среды - мы можем повернуть голову для того, чтобы удобнее было рассматривать уток, или, наоборот, отвернуться от них, чтобы посмотреть на что-то ещё. Это может быть как небольшое действие (к примеру, моргание в ответ на пыль, принесённую ветром), так и целая серия (например, несколько действий, направленных на помощь человеку в беде).
Есть что сказать? Оставть комментарий!.