Благовест. Из истории колоколов
Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего ».
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
1. созывать верующих к Богослужению,
2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,
3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.
Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.
В Ветхозаветной церкви, – в Иерусалимском храме, – верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.
В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.
После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами.
Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии – это деревянные доски, а клепала – железные или медные полосы, согнутые в полукруг.
Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению – это колокольный звон.
Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах.
Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения.
На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства (988 г.), т. е. в конце Х века. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется «кампан» – от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола.
Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию «Вседневный», весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол «Реут», весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется «Успенский» или «Праздничный», весит около 4000 пудов.
Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является «Царь Колокол», стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью.
Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 гг. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.
Общий вес Царя Колокола – 12327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола – 6,6 м или 21 фут 8 инчей.
Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.
После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.
Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол «Успенский», является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.
Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,
3. толщиною стен колокола,
4. правильным подвешиванием колокола,
5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.
Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда «времени уже не будет » (Откр.10:6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе » (Ис.62:6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: «это голос христианского Бога слышен!»...
Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника.
Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.
Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, – и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
ВИДЫ ЗВОНА И НАЗВАНИЯ ИХ
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:
1. благовести
2. собственно звон.
1. БЛАГОВЕСТ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Колокол в Херсонесе (Севастополь)
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.
В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.
Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.
(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).
Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.
Собственно звон
По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:
- Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
- Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
- Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
- Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.
В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.
При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.
Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:
- три протяжных, редких;
- равномерные.
Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.
Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.
Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.
Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.
Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.
Постный – совершает удары во время Великого поста.
Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.
На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.
Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.
Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.
Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.
обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.
Существует множество ресурсов, посвящённых колоколам. Здесь я хочу кратко осветить тему колоколов, так как они являются неотъемлемой частью православной архитектуры, что не идёт в разрез с тематикой моего сайта.
§1 История колоколов
1. Первые колокола
И зготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.
Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.) , обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.
Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.
В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.
Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).
В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался "Преследователь гуляк": после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой".
Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431) . В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану (5?? - 604/606).
Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.
Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.
На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.
2. Колокола Руси
П ервоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала .Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".
Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.
Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) , которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.
После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.
Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.
И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.
Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.
В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.
3. "Царь колокол"
О собое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.
Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).
До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.
С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.
На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.
В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.
Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.
Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.
Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.
К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.
4. Устройство колокола
О тличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:- Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
- Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
- Толщиною стен колокола.
- Правильным подвешиванием колокола.
- Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Колокол, как и многие инструменты, - антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней - уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.
Внутри колокола подвешивался язык - металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.
В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.
Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:
Горизонтальные пояски и бороздки
Орнаментальные фризы (растительные и геометрические)
Выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание
Рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
На рисунке показана схема колокола:
Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.
Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.
5. Времена молчания
П осле Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".
Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".
Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов.
Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).
Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева , Ризоположенского , Покровского монастырей Суздаля.
Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры . За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".
Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.
В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Звон колоколов является одной из наиболее важных элементов православной церкви. Церковные колокола звонят, чтобы:
Призыв верующих услуги
Выразите триумфальной радости христианской церкви
Анонсы важных моментов во время службы и тем, кто в церковь и к тем, кто не в состоянии физически присутствовать в церкви, так что все могут быть объединены в молитве
Укрепление христиане в благочестии и вере его звук, который православные христиане считают «легированный Божественной благодати, чтобы рассеять и уничтожить силы жестокости и демонических предложение"
Объявите важных событий, таких, как смерть члена церкви, приход важного человека, таких, как епископ или гражданского правителя, чрезвычайных ситуаций, такие как пожар или наводнение, или победа в бою (как резко воссоздан в победного конца в 1812 Overture).
Использование колокола не только практическое, но и считаются духовным. Колокола иногда называют "пением иконки", потому что они устанавливают акустические пространства православного храма так же, как нарисовал иконки и гимнографии определить его визуальные и духовный космос, соответственно.
Есть несколько богослужения, которые указывают на важность колоколов в Русской Православной Церкви: Благословение фонд нового колокольни, благословляя новую колокольню (После завершения строительства), благословение, именование и Chrismating Белл. Существует также служба на благо звонарь.
Колокола наделены ритуал, содержащих много элементов обряда крещения. Новый колокол благословил святой водой и каждение, и внутри и снаружи, и священник кладет руки на звонок, чтобы благословить его. Во время обряда, колокол "с именем" (то есть, освящен в честь святого, чей значок часто формируются в сторону колокола, когда он был бросить в литейном, но хотя колокол может быть названа " Gabriel "колокол, он никогда не будет называться" Св. Гавриил "колокол, потому что колокол не святой).
Колокол также помазаны с миро, как православный христианин на миропомазание. Богословское понимание колокола, как "оружие" в духовной войне, и их роль в христианской жизни, подчеркивается во время обряда в Писании урок из номеров 10:1-10:
"И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы... И они должны быть для вас для созыва собрания... Когда звуковой сигнал... И если вы пойдете на войну... И в дни ваша радость... "
Использование колокола символизирует провозглашения Евангелия. Иногда православных церквей и монастырей будет сочетать использование колокола удары деревянными или металлическими Semantron с Semantron время звучали, а затем колокола звонили время спустя. Спокойнее и проще, звук Semantron понимается символизирует ветхозаветные пророки, ибо она является символом только о грядущем событии, а звон колоколов распространяется далеко в воздух, символизирующий оповещения Евангелия по всему миру.
[ править ] История
Царь-колокол стоял рядом с колокольни Ивана Великого башня в Москве, скульптуры стены колокол можно увидеть в разделе сломанной.
После превращения России в христианство в 10 веке, колокола пришли постепенно в обиход во всем мире. Первоначально, плоский кусок дерева или металла называется Semantron будут бить ритмично mallot вызвать верующих услуг. Это было особенно верно в отношении монастырей, некоторые из которых до сих пор и по сей день используют и semantrons и колоколов.
В то время как Semantron была унаследована от Греции, использование церковных колоколов был завезен в Россию из Западной Европы. русский слово колокол колокол, который происходит от немецкого слова Glocke, происходит от латинского clocca, который в свою очередь, появляется исходить от ирландского забивают. Слово колокол в церковнославянском это kampan, который является производным от латинского Кампана. В пятнадцатом веке Semantron стали постепенно заменяться колокола. В то время несколько литейных для решения колокола были созданы в России. Русских колоколов церкви, как правило, поданных с использованием смеси из бронзы и олова, часто с серебром добавлены в металл колокола, чтобы производить свои уникальные звучание и резонанс. Русские колокола и, как правило, отличаются от западных колоколов в часть их высоты к ширине, и метод изменения толщины стенок колокола. Тарелку ("язык") колокола также следует, различного дизайна, что используется на Западе.
Искусство bellfounding достиг своего пика в 18 веке, с производством невообразимо огромные колокола. Самый большой колокол в мире, Царь-колокол (218 тонн) был отлит в 1733 году для Ивана Великого Колокольня в Москве. К сожалению, Царь-колокол был поврежден в результате пожара в 1737 году, прежде чем можно будет успешно повесил, и стоит сегодня в основание башни. Наибольший рабочий колокол в мире Успенского колокола (144000 фунтов), который висит в том же Иван Великий колокольня.
После большевистской революции, Советский Союз жестоко преследовали христианство. Многочисленные колокола были уничтожены, а в определенные периоды производства церковных колоколов всех, но остановился. После падения железного занавеса производству колоколов возобновился, и пережил всплеск активности, поскольку многие из церквей, которые были уничтожены в настоящее время восстановлено.
[ править ] Техника звон
Звонить в колокола в Ипатьевском монастыре в Костроме, Россия.
Технически, колокола в русской традиции звонят исключительно толлинга (то есть, двигаясь только тарелку так, что бросается в сторону звонок) и не на пилинг (качается все колокола, пока не звучит), однако эти термины часто используются как взаимозаменяемые В письменных источников. Для толлинга колокола специальный комплекс системы канатов разработан и использован индивидуально для каждой колокольни. Все канаты собрались примерно в одной точке, где звонарь (Звонарь) стоит. Некоторые веревки (более мелких) играют руки, тем больше веревки, которую играют ноги. Большая часть веревки (обычно - все веревки) на самом деле не тянули, а кнопки. С одной стороны каждая веревка фиксируется, и канаты находятся в напряжении, пресса и даже удар по канату делает тарелку ударом стороны его звонок.
Нет мелодий используется, как в западных колоколов, а сложный polyrhythmical последовательность звуков производится. "Основы православной колокольного звона состоит не в мелодии, но в ритме с его внутренним динамическим, а при взаимодействии тембров в [различных] колокола ». Эти последовательности очень специальные гармонии, так как русских колоколов (в отличие от западные европейские) не настроены на одну ноту. Западные колокола, как правило, октава между самым громким верхний тон ("кольцо") и самый громкий низкий тон ("шум"). Русские колокола есть седьмой между этими звуками. Как правило, хороший русский колокол настроен на производство целую гамму звуков (до нескольких десятков из них). Этот эффект достигается как состав сплава, из которого колокол отлит и скульптуры из сторон звонок в форме.
[ править ] Типы звон
Звонарь работает веревки на вершине небольшой церкви в Старом городе Кстово.
Русская Православная Типикон предусматривает различные виды колокольного звона. Различные вызова используется в разные дни (по рабочим дням, в воскресенье, праздники, во время поста, поста, Пасхи и т.д.) Различные звон, необходимых для различных услуг (утренней службы, панихида, литургия и т.д.) . Эти различия осуществляется звон колоколов в частности определенным образом.
[ править ] Терминология
Чтобы понять, Русской Православной метод колокольного звона, надо признать, несколько пунктов терминологии. Колокола в православной колокольней (Звонница) объединены в три группы:
Zazvonny - самый маленький, или сопрано колоколов.
Podzvonny - середина или альт колоколов.
Благовестник - самый большой, или бас колоколов.
В каждой из этих трех групп может быть несколько колоколов разного размера, все в пределах общего диапазона группы. Чем больше колокол, тем глубже его голос.
Звон это сказывается на любой звонок или колокола.
Звонарь это звонарь. В православной церкви, это пострижен (канцелярских) положение, и есть различные службы "Установка кроме одного звонаря". Использование электрических звонков запрещено в Православной Церкви, потому что это священный функции, и может быть выполнена только один из членов церкви. Перед тем, как идет в колокольню, Звонарь пойдет к священнику (или игумен, если это монастырь) для благословения звонить в колокола.
Различные вызова используется в разные моменты службы (до службы, в ходе наиболее важных частей Всенощное бдение и Божественную литургию, а умерших осуществляется на кладбище и т.д.). Четыре вида канонического сборы отличаются, который звонил по отдельности или в комбинации, включают в себя все многообразие православного колокольного звона: благовест, перебор, Перезвон, и Трезвон.
[ править ] Благовест
Колокола в Свято-Николаевском Русской Православной Мемориал собор, Сиэтл, Вашингтон.
Благовест это измеряется бой один большой колокол (так называемый благовестник). Благовест означает " Благовещение ", или" хорошая новость ", потому что с этим звоном верующие уведомили, что богослужение вот-вот начнется в церкви.
В качестве отдельной платной перед началом богослужения, Благовест начинается с трех медленных ударов (например, с довольно длинными паузами между ними), а затем продолжается с более частыми, измеренные инсульт, иногда заканчивающийся с тремя более медленные удары. По Типикон, Благовест должен длиться так долго, как это имеет прочитал псалом 118 (Септуагинта, УПО: Псалом 119) один раз, или 50-й псалом (УПО: Псалом 51) двенадцать раз.
В зависимости от типа богослужения, Благовест классифицируется как "обычные" (obyknovenny, то есть быстро и часто осуществляется качание заслонки с обеих сторон колокол), или "постное" (postny, то есть медленно, и только на одной стороне колокола). На праздники Великий благовест является платной на крупнейших благовестник в башне и потери, как правило, быстрее, громче и дольше.
Кроме того, нормальный Благовест, звон в православных есть и другая, под названием « приливной »(valovoy) или" великий "(Большой), когда удары по крупнейшим благовестник смешиваются с пошлин на другой благовестник.
Благовест может звучать на разных звонков, в зависимости от того дня. Большой колокольни обычно пять Blagovestniki (колебался от большего к меньшему):
Праздничный или Триумфальная (Праздничный или Torzhestvenny)
Полиелей (Polyeleyny)
Воскресенье (Voskresny)
Ежедневно или Ferial (Budichny или Prostodnevny)
Маленькие или постный (Малый или Postny).
[ править ] перебор
Перебор это похоронный звон. Каждый колокол ударил один раз, от самых маленьких до самых крупных, в медленный и стабильный звон. После этого все колокола ударили вместе в то же время. Удар колокола от самых маленьких до крупнейших символизирует этапы жизни человека от рождения до смерти, окончательный бой во все колокола вместе символизирует конец земной жизни. Во время перебор, каждый удар колокола не следует, пока звук предыдущего колокола замерли. Перебор может повторяться столько раз, сколько необходимо, и пробил, как тело умершего осуществляется из храма (храм) в могилу.
[ править ] Перезвон
Перезвон (русский: Перезвон) является поразительным каждого из колоколов, один или несколько раз, от крупных до самых мелких, с окончательным ударом по всем сразу. Модель может быть повторен много раз, но окончательный удар по все колокола производится только в самом конце.
Этот звон символизирует то, что православная церковь имеет быть кенозиса (самоопоражнивающихся) о Боге Сыне, когда он стал воплощенным (Phillippians 2:7-8), и звучали только два раза в год, в Великую Пятницу и Великую Субботу в течение этих моменты, которые рассказывают Иисуса смерти на кресте и его захоронение.
[ править ] Трезвон
Трезвон (тройной звон) является ритмичный звон колоколов многочисленных, с использованием всех основных групп шкалы колокола. Трезвон является самым радостным различных типов колец. Порядок звон колоколов различных не зафиксировано, но может быть составлен звонарь сам и вызвал своим творчеством и самовыражением. Для трезвон, сложный узор повторяется три раза, с короткой паузой между каждым повторением. Все три группы колоколов участие в трезвон (сопрано, а также, бас-гитара), и каждая группа имеет свою собственную роль в звон. По традиции, темп для трезвон на 3/4 или 4/4. Самый большой колокол, который может участвовать в нем благовестник, который был использован звонить Благовест за данную услугу, или меньший колокол, но не большую.
Трезвон, как правило, звонят в три этапа: в начале, звон себя, и в финале. Начало обычно состоит из трех медленный проезд по благовестник в этот день, символизирующий Святой Троицы. Основная часть трезвон, звон, часто выполняется в несколько движений, одного, двух или трех, которые часто называют "Стихи" - каждая из которых заканчивается одна, две или три аккорда (образуется при ударе несколько выберите колокола одновременно), что соответствует числу стихов. Каждое движение может иметь свой особый ритм, динамичную и композиции. Трезвон, как правило, закончили с тремя аккордами. Длина трезвон, как правило, продолжительность времени, которое требуется, чтобы читать о 50-й псалом, но на более торжественных случаев она должна быть больше.
Dvuzvon (двойной звон) так же, как Трезвон, кроме картина повторяется лишь дважды, а трижды.
[ править ] Случаи
Указанные типы zvons могут быть объединены и звонил в определенное время в течение той же службы, или использоваться исключительно в определенных случаях. Ниже приведены общие принципы, и не может вместить все богатство и разнообразие русской православной церкви. Есть также изменения в местной традиции.
В связи с этим мы встретились со звонарем Градоякутского Преображенского кафедрального собора Виталием Калугиным и узнали немного о звонарском ремесле.
- В чем назначение колокольного звона?
Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать людей на богослужения, а также для того, чтобы возвещать людям о каких-то важных моментах и особенностях во время богослужения. Также колокольный звон напоминает тем людям, которые вне храма, о том, что сейчас идет богослужение, что сейчас время для того, чтобы помолиться, чтобы у людей была память о Боге. Часто люди, слыша колокольный звон и зная, что сейчас в храме происходит важный момент богослужения, крестятся, тем самым проявляя благоговение к Богу и церкви.
- В какое время звонят в колокола?
В колокола звонят в начале вечернего богослужения, на шестопсалмии (это примерно середина службы), на Евангелии и в конце службы, когда славят Богородицу в ее песни «Величит душа Моя Господа».
Утром, на Литургии, колокольный звон звучит перед началом богослужения: на чтении третьего и шестого часа, перед началом самой Литургии, на евхаристическом каноне (это самый важный момент). Также звонят, когда встречают и провожают архиерея, и в конце службы. В некоторых храмах звонят при чтении молитвы «Символ веры».
Обязателен колокольный звон по субботам, ведь в субботу славят Богородицу, и по воскресеньям, так как каждое воскресенье - это малая Пасха.
- Отличается ли звон на праздники от звона в обычные дни?
Кардинально не отличается. На большие праздники - Пасху или Рождество - звон более торжественный, чем в будние дни. Больше отличается постовой звон от праздничного. Во время поста в колокол звонят очень редко, звон более тихий, в колокола ударяют менее сильно, ведь в обычные дни через каждый удар колокола читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», а в пост - 50 псалом, поэтому промежуток между ударами в колокол увеличивается. Таким образом постовым звоном показывают, что идет время раздумий, молитвы, работы над собой.
На Страстной седмице колокольный звон почти замолкнет, потому что в это время вспоминается, как Христос шел на вольные страдания, чтобы искупить грехи рода человеческого. А в ночь на Пасху яркий и радостный трезвон будет звучать по всему городу.
Кроме того, существуют традиции колокольного звона, в зависимости от храма и региона. Например, в некоторых храмах в колокола звонят чаще или реже. Или у нас колокольный звон можно услышать при евхаристическом каноне, а на юге часто звонят при чтении «Символа веры».
- Расскажите о видах звона.
Звон делится на благовест и трезвон. Благовест - это постепенные удары в большой колокол, чтобы звук был равномерным, а не сумбурным, как я уже говорил, после каждого удара в колокол читают молитву «Трисвятое», затем снова следует удар.
Трезвон - это звон во все колокола, когда звонят три раза с небольшими промежутками: прозвонили, остановились, прозвонили. Этот звон перед началом Литургии, на праздниках, также при встрече архиерея.
Перезвон - звон поочередный от большого колокола к маленькому, такой звон бывает на погребение плащаницы. Трибор - это звон от маленького к большому, и в конце ударяют по всем колоколам. Например, в четверг Страстной седмицы будут читать Страстные Евангелия. На каждое Страстное Евангелие полагается удар в колокол.
Еще существует двузвон. Это, как и трезвон, только звонится дважды. Обычно такой звон перед молебнами и после Литургии.
Если в одном храме служится несколько Литургий, например, ранняя и поздняя, то традиционно у ранней Литургии звон менее торжественный, чем у поздней.
- Что такое красный звон и малиновый звон?
В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.
Малиновый звон - по одной версии, милый, приятный для слуха звон. По другой версии, малиновый звон - звон, звучащий из колоколов, которые были отлиты в городе Малин на территории современной Бельгии, которые потом привезли в Россию.
- Расскажите про виды колоколов.
Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные. Басовые - самые большие, они отвечают за благовест. Теноровые средние по размеру, триольные - самые маленькие на колокольне колокола, которые используются при тризвоне, двузвоне, перезвоне. Басовые колокола издают глухие, тяжелые звуки, теноровые - мягче. По размеру колокола разные, от нескольких метров в диаметре, до нескольких сантиметров.
Можно сказать, вся колокольня - большой музыкальный инструмент, служащий благому делу при проповеди Христа.
- Из чего отливают колокола?
На 80% колокола и языки состоят из бронзы и на 20% - из олова. Для чего такой состав? Бронза - чтобы крепость была, а олово отвечает за звучание.
- Как звонят в колокола?
Звонарь следит за службой, как правило, это человек, который хорошо знает богослужение. В определенные моменты службы он поднимается на колокольню и звонит в колокола.
Чтобы звонить в колокола, необходимы рычаги воздействия на них. К языкам теноровых и триольных колоколов привязывают веревки, натягивают их близко к стенке колокола и бьют, в одну руку берут связку веревок теноровых колоколов, в другую - треольных и бьют. То есть веревки, привязанные к языкам колоколов, находятся в натянутом положении, в них нужно только ударить. А треольные нужно натянуть и звонить. К самым большим колоколам - басовым делают педали, привязывают к ним веревку и так же, натягивая ее, издают звук из колокола. Но если колокол очень большой, его ударяют не в одну стенку, а сначала в одну, потом в другую.
- Тяжело ли научиться звонить?
Любому делу научиться непросто. Главное здесь - практика, а практики студентам семинарии хватает, ведь мы участвуем в богослужении и учимся пономарству и звонарскому искусству по ходу. Сейчас я учусь на 3-м курсе и до сих пор учусь и буду учиться звонарству, потому что все равно остаются моменты, которые нужно узнать лучше.
- Что нужно, чтобы стать звонарем?
Обычно на звонарство благословляет настоятель. У меня, например, это один из видов послушания.
- Где учат на звонарей?
Существуют школы звонарей в больших городах - Москве, Новосибирске, в которых обучают и мужчин, и женщин. Но чаще всего умение звонить в колокола передается от одного человека к другому. Меня, например, учили студенты более старших курсов семинарии.
- Могут ли желающие посмотреть на колокола подняться на колокольню?
На Светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола - дежурный звонарь или пономарь проведет на колокольню. Неважно, умеешь ты звонить или нет, тебе помогут, подскажут. И так ты сможешь порадоваться празднику Пасхи звоном колокола.
Существует традиция, когда в пасхальный период колокола возят по населенным пунктам, где их нет, чтобы люди могли позвонить и тем самым прославить воскресшего Христа.
В обычные же дни для того, чтобы подняться на колокольню и позвонить в колокола, нужно попросить благословения у настоятеля храма.
- Правда ли что звучание колокола обладает целебным воздействием?
В духовном смысле думаю, что да. Ведь колокольный звон напоминает нам о Боге, тем самым устремляет наш ум к постижению Троицы.
- Как вы думаете, звонарь - призвание, или каждый может стать им?
Я думаю, каждый человек, у которого есть слух, может стать звонарем, если благословят. С благословением Божиим, помощью Божией нет ничего невозможного.
- Какой будет звон на Пасху?
Будет яркий и постоянный трезвон по всему городу на крестный ход, во время Литургии. И как я отмечал выше, такой звон будет на протяжении всей Светлой седмицы.