Где закупают товар продавцы в электричках белоснежка. Самая живучая торговля
В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Также оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов - сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Столичный департамент транспорта разрабатывает соответствующую законодательную инициативу, которую затем направит в Министерство транспорта. Об этом «Известиям» рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Гамид Булатов. Эксперты опасаются, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей.
В настоящее время юристы департамента занимаются изучением юридической практики и подготовкой текста документа. Предполагается, что изменения будут вноситься в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Направить официальные документы в Минтранс столичные власти планируют осенью.
Изначально департамент транспорта в качестве одной из мер борьбы с нелегальной торговлей планировал составить список продуктов, разрешенных для розничной продажи в электричках, но затем столичные власти пришли к выводу, что эффективнее будет ввести полный запрет на торговлю в электричках 6000-й нумерации («зеленые» электрички, которые составляют примерно 80% от всех поездов пригородного сообщения).
В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), - пояснил Гамид Булатов. - В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям - 180–200%.
В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам. Кроме того, продукция, которой они торгуют, может быть несоответствующего качества и представлять опасность для потребителей - продолжает Гамид Булатов.
Булатов добавил, что вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально.
Официальный запрет на торговлю все равно могут пытаться обойти нелегальные продавцы. При этом даже сейчас, когда торговать разрешено, поймать их крайне сложно, поскольку удалить таких пассажиров-предпринимателей могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает для каждого состава. В связи с этим столичные власти настаивают на необходимости передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев.
Сейчас прорабатывается возможность наделения сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально. Это будет организовано на основе фото- или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства, - пояснил Булатов. - Также сейчас совместно с сотрудниками внутренних дел в электропоездах проводятся регулярные рейды.
В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что они готовы рассмотреть предложение от столичных властей.
Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, - сказали в пресс-службе.
В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с департаментом транспорта.
ОАО «Центральная ППК» выступает за исключительно легальную торговлю и только в экспрессах (комфортных поездах 7000-й нумерации). Ранее компания обращалась в органы государственной власти с инициативой ввести штрафы за нелегальную торговлю с целью урегулировать эту деятельность в пригородных поездах. На данный момент разрабатывается соответствующий законопроект, - рассказали в пресс-службе.
В ЦППК пояснили, что в июле 2014 года компания приняла решение об остановке торговли в обычных электричках, оставив торговлю только в экспрессах. Несмотря на запрет жалобы на нелегальных продавцов все равно продолжают приходить.
В 2014 году пассажиры направили 134 жалобы на нелегальную торговлю в поездах, за I квартал 2015-го - 29 обращений, - отметили в ЦППК. - Несмотря на получение жалоб, компания не имеет прав для удаления из поезда нелегальных торговцев, полномочиями для этого располагает полиция. В свою очередь, сотрудники ЦППК передают в полицию информацию о фактах несанкционированной торговли.
Сейчас в экспрессах официальной торговлей занимается одна организация - Железнодорожная торговая компания. В поездах работает около 50 продавцов, которые торгуют горячими и холодными напитками, чипсами, орехами, шоколадом, мороженым и товарами бытового назначения (ручки, карандаши, фонарики).
Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк назвал предложение о введении полного запрета на торговлю разумным решением.
- Мы поддерживаем инициативу коллег, потому что считаем, что в электричках не должно быть никакой торговли. Во-первых, встает вопрос о происхождении этих продуктов, а во-вторых, в случае возникновения нештатных ситуаций продавцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров, - считает Немерюк.
По оценкам экспертов, сейчас 90% торговли в электричках носит нелегальный характер - около 2 тыс. продавцов торгуют «на ходу» неофициально. Годовой оборот несанкционированной торговли в электричках Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей. Специалисты прогнозируют, что запрет на торговлю в электричках приведет к росту нелегальных продавцов.
На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.
Руководитель комитета по вопросам потребительского рынка московского отделения «Опоры России» Сергей Рак тоже полагает, что запрет спровоцирует еще больший поток нелегальных продавцов.
Спрос со стороны пассажиров на торговлю в электричках все равно существует, поэтому полный запрет не сможет искоренить нелегальных продавцов, - говорит Рак. - Однако я полностью согласен с тем, что необходимо навести порядок с торговлей «на ходу». Пассажиры должны быть уверены, что продавцы, у которых они приобретают продукцию, имеют на это разрешение, у них есть медицинская книжка и т.д.
По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, полностью запрещать торговлю нельзя, стоит ограничить и упорядочить список продуктов.
- Есть ряд товаров, без которых пассажирам трудно обойтись во время поездки, например прохладительные напитки и газеты. Их продажу необходимо оставить, - считает Янков.
При этом эксперт отметил, что существует специальное подразделение - транспортная полиция, которая и должна заниматься выявлением нелегальных продавцов.
Это специально обученные люди. На мой взгляд, логичнее увеличить штат транспортной полиции, чем передать полномочия перевозчику, - сказал он.
В свою очередь, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что пассажиры не пострадают от введения запрета на торговлю в электричках.
- Во-первых, я полагаю, что эта инициатива стала ответом на поступающие от граждан жалобы на нелегальную торговлю. К тому же отсутствие постоянных криков и навязывания своей продукции только повысит комфортность поездки, - считает Савчук.
По роду своей деятельности мне часто приходится ездить в электричках. Как только там не пытаются заработать денег! Продают газеты, мороженое, семечки, пиво, орешки (жареный арахис), занимаются попрошайничеством, исполняют песни, читают стихи, играют на гитаре, на гармошке.
Наблюдая за всем этим, я попытался проанализировать все эти виды деятельности с коммерческой точки зрения.
Самым выгодным видом бизнеса, по моим наблюдениям, является исполнение песен под аккомпанемент гитары или гармошки. Исполняются такие хиты российской эстрады, как: Белые розы, Седая ночь, Детство Юрия Шатунова; Ветер с моря дул. Репертуар довольно-таки небогатый. Обычно в одном вагоне таким артистам подают не менее 5 рублей. В электричке 9 или 10 вагонов, умножаем на 5, получаем 50 рублей за полчаса довольно-таки непыльной работы. Подсчитайте сами, сколько такие исполнители зарабатывают за день.
Далее, по убывающей, идет просто игра на гитаре или гармошке, для тех, кого бог не одарил вокальными данными. Хотя это не помеха в исполнении хитов отечественной эстрады для беженцев с Кавказа и среднеазиатских республик. На моей памяти случай, когда подвыпивший мужчина, пораженный «хорошим» качеством исполнения песен, не выдержал издевательства над русским языком и техникой исполнения, встал с сиденья и сам решил показать, как надо исполнять. Закончив песню, мужчина пошел по вагону со своей шапкой. Он сорвал бурные аплодисменты и множество улыбок пассажиров. Заработанный гонорар он передал тем пацанам, горе-исполнителям.
Просто исполнение мелодий на музыкальных инструментах оценивается в денежном выражении немного ниже, чем вокальные данные. Но также позволяет неплохо заработать. В основном, исполнительским мастерством зарабатывают подростки и молодые люди, реже встречаются зрелые мужчины.
Также получить хорошую прибыль можно, торгуя мороженым. Мороженое лучше продается летом, но все равно хорошо берут и зимой. Даже в лютые морозы находятся покупатели этого лакомства. Мороженое продавцы берут, как правило, в ларьках на вокзале и перепродают на 1.5-2 рубля дороже. Если брать на хладокомбинате, можно к прибыли добавить еще 1-1.5 рубля. Мороженое продается примерно 2-3 штуки на вагон. Дальнейшие вычисления, я думаю, вы сделаете сами.
Торговцы мороженым распределили между собой все электрички. Если встречаются чужие, начинаются разборки прямо на глазах у изумленных пассажиров.
Распределения зон влияния не происходит у остальных работников электричек. Они могут ходить друг за другом.
Немного меньше зарабатывают газетчики, которые торгуют газетами, журналами, кроссвордами, сканвордами, сборниками анекдотов. Покупая прессу в издательстве, они перепродают ее на 1.5-2 рубля дороже. Обычно продают 1-2 газеты в вагоне.
Торговля семечками, пивом и орешками стоит примерно на том же уровне, что и распространение прессы.
Отдельно нужно рассмотреть такой бизнес, как попрошайничесво. В крупных городах такие деятели зарабатывают около 1000 рублей в день, получается 1000$ в месяц. Этот бизнес контролируют преступные группировки, зачастую заставляя работать целыми днями безруких и безногих инвалидов. Чем увечнее человек, тем дороже он стоит у торговцев живым товаром, т.к. он вызывает больше сострадания и ему больше подают сердобольные граждане. Соблазненные большими заработками, инвалиды фактически попадают в рабство, где их ждут постоянные побои и скудный рацион питания. Их могут перепродать, как какую-то вещь или вообще убить за непослушание, т.к. торговцы живым товаром выбирают инвалидов, у которых нет родственников и которых никто не будет искать. Вырваться из подобного плена довольно таки непросто. Преступники не хотят огласки.
Рассмотренные выше виды деятельности не требуют больших затрат умственного и физического труда, не требуется также больших капиталовложений. Заниматься подобными видами бизнеса может практически каждый. Что особенно здесь привлекает, это то что здесь, как говорится, нет начальника, нет понедельника и нет будильника.
Надеюсь, что приведенные мною материалы покажутся кому-то интересными, возможно, кто-то даже воспользуется ими на практике.
По случаю Кубка конфедераций в пригородных электричках гоняют торговцев. Их становится меньше, но лишь временно. Этот вид торговли гораздо более живучий, чем снесенные ларьки.
ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ
Коробейники торговали в московских электричках, кажется, всегда. Торговали они в 1980-е при столичном градоначальнике Валерии Сайкине - коммунисте, в 1990-е при уже мэре Гаврииле Попове - демократе, при Юрии Лужкове - крепком хозяйственнике. Нулевые, говорят продавцы, были лучшими годами стихийной торговли в электропоездах.
При Сергее Собянине, урбанисте и реноваторе, торговля в электричках тоже не исчезла, хотя объемы уже не те - стихийная уличная коммерция попала в опалу.
В эти дни новый удар по коробейникам нанес футбол. Россия с 17 июня по 2 июля 2017 года впервые проводит у себя матчи Кубка конфедераций - репетицию, как считается, чемпионата мира.
«Полиции сейчас стало много, точки у вокзалов, где мы берем товар, трясут,- говорит один из постоянных продавцов, пожелавший сохранить инкогнито под именем Сергей.- В электричках появились скрытые полицейские патрули, в них, кстати, узбеки ходят. Ловят продавцов, штрафуют - тех, кто их не знает в лицо. Но мы-то знаем!»
Считается, что торговля в электричках совсем запрещена. Еще в 2007-м Минтранс выпустил приказ о правилах перевозок, в котором говорилось, что запрет на торговлю может вводить перевозчик. Московская Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) распространила этот приказ на себя, что трактовалось как полный запрет на торговлю с рук в электричках.
Но 19 декабря 2013 года Минтранс издал новый приказ - №473, в котором о торговле в поездах не было ни слова. Возникла юридическая коллизия. Каких-то специальных лицензий, разрешений на торговлю не существует. Но те, кто зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, торговать в электричках в принципе могут. Закон им это не запрещает.
Мало кто из продавцов в электричках, конечно, оформляется как индивидуальный предприниматель. Но торговле это не мешает.
«Несанкционированная торговля в обычных электропоездах есть, и искоренить ее крайне сложно,- сообщила пресс-служба ЦППК.- С начала 2017 года в компанию поступила 91 жалоба на несанкционированную торговлю в поездах и 14 - на остановочных пунктах».
Следить за законностью торговли в электричках могут только полицейские, для которых это административный и денежный ресурс. Так считает Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista, среди клиентов которого - владельцы продаваемых в электричках товаров:
На каждом вокзале есть свое отделение, которое занимается крышеванием этого бизнеса. За каждый день торговли кто-то в ГУВД, кто занимается охраной конкретной линии, получает ежемесячно деньги от тех торговых агентов, которые пускают туда в электрички торговцев.
По его оценке, по каждому железнодорожному направлению полиция получает в месяц сотни тысяч рублей. Одновременно полицейские могут штрафовать продавцов в электричках для отчетности, особенно во время усиления мер безопасности в ходе международного кубка по футболу.
Кто торгует
В электричках, идущих с Ярославского вокзала, самого массового пригородного направления, на ближайших станциях продавцов нет (футбол же, усиление). Картина меняется, если отъехать чуть подальше.
«Я сварщик, работал в Москве, Калуге, но меня часто кидали, да и здоровье уже не то, чтобы работать по профессии,- объясняет продавец, торгующий книгами, который, прежде чем заговорить, долго изучал журналистское удостоверение.- У нас много пожилых, у кого проблемы с ногами, со здоровьем».
Среди продавцов действительно часто встречаются люди предпенсионного или пенсионного возраста. Есть и сравнительно молодые, на вид 35–40 лет. Кто-то работает семейными парами. Многие насторожены, разговаривать о работе отказываются: «Деньги любят тишину». Кто-то работает так годами.
Я встречал, например, человека, который семь лет продавал в вагонах «Рубаи. Полное собрание» Омара Хайяма, все так же декламируя: «Мы больше в этот мир вовек не попадем,/ Вовек не встретимся с друзьями за столом./ Лови же каждое летящее мгновение/ - Его не подстеречь уж никогда потом». Покупали, правда, после 2014-го у него неохотно.
Уходить из этого довольно нервного бизнеса люди не спешат.
«В среднем торговец в электричке в месяц зарабатывает 25–35 тыс.»,- утверждает Алексей Петропольский. Это больше, чем, по официальным данным Росстата, получала половина работающих взрослых россиян в 2016 году (23 тыс. руб.- медианный доход без учета, конечно, теневых заработков). Но такой доход возможен, если работать постоянно.
«Торговцы - это часто люди без прописки, без определенного места жительства,- говорит Петропольский.- Таким образом они сводят концы с концами. Или приезжают работать сезонно из средней полосы. Это люди зачастую за чертой бедности».
Но есть и те, для кого это приработок к очень скромной пенсии.
Ежедневно в столицу электричками, по оценкам ЦППК, приезжают 1,5 млн жителей пригородов. Сколько среди них торгующих, сказать сложно, так как рынок этот нестабильный.
В 2008 году один из продавцов говорил журналу «Коммерсантъ-Деньги», что
общее число торгующих по вагонам пригородных электричек в Московской области - примерно 300–350 человек, а ежедневный оборот этого рынка - $12–14 тыс., или более $4,5 млн в год.
С тех пор торговля упала, выручка тоже, но, по всей видимости, не число продавцов. «По моим оценкам, этот рынок в Москве и области исчисляется несколькими сотнями человек»,- предполагает Алексей Каневский, председатель комитета по экономике московского отделения объединения мелкого бизнеса «Опора России». Юрист Петропольский полагает, что продавцов по Москве и области намного больше - тысячи.
Чем торгуют
Печатная пресса в электричках была самым дешевым товаром, который сегодня заменили ручки и мешочки с лавандой
Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ
Продавцы, как они не раз рассказывали журналистам, закупают или берут на реализацию товар на складах рядом с вокзалами или на оптовых рынках, разбросанных по Москве. Выглядит все это как сетевая торговля: продавец взял товар у агента, тот - у крупного поставщика. Товар, как правило, китайский. Но откуда он берется?
В электричках я купил, в частности, цветные хлопчатобумажные женские носки фирмы с женским именем «Амина» (три пары по 100 руб.). А также за 200 руб. игрушку для успокоения нервов - спиннер, про которую на коробке указывалось лишь, что она Made in China. Ни названия и адреса производителя, ни данных импортера - они обязательны, если товар ввезен из-за границы,- на коробках и пакетах не было.
На другой паре женских носков производителем значилось ООО «Лиана» со ссылкой на китайский сайт iskramachine.com (читается как Is Kr Ama Chine), зарегистрированный в Пекине.
«Утверждать нельзя, но это, судя по всему, черный импорт, то есть ввезенный в РФ полностью нелегально»,- рассуждает в прошлом топ-менеджер крупного «магазина на диване», продававшего в нулевые товары из Китая, в частности на ТНТ.
Таких товаров без легальных маркировок мне попалось немало. Попадается и товар, представляемый как российский, но тоже сделанный в Китае. Это те же носки или, например, ткань для термозаплаток, на которой напечатана только инструкция по применению (продавец призналась, что товар китайский).
«Думаю, что в электричках реализуется в основном товар азиатского производства,- рассуждает Алексей Каневский из “Опора России”.- Потому что он значительно более конкурентоспособен по цене по сравнению с российским производителем».
Спиннер, вертолет, носки, карандаши для чистки утюга и одежды - все это можно купить в вагоне дешевле, чем в магазине
Впрочем, в России немало кустарных производств, на которых, например, шьют трикотаж. Ткани, правда, тоже китайские. «Проще всего не только какой-нибудь клей, носки, но и упаковку на русском для него заказать в Китае. Там напишут все, что хочешь»,- говорит бывший топ-менеджер «магазина на диване».
Продается в электричках и внешне легальный товар. Я купил пятновыводитель Udalix (35 г) за 100 руб., на коробке было написано, что его производят в Тамбове. Оптовые фирмы в интернете такой же пятновыводитель предлагали по 58 руб., московские магазины - по 105 руб., а сайт телемагазина TopShop - по 599 руб. Разница - 600–1000%. Такая же наценка и у китайских товаров.
Юрист Петропольский напоминает:
Надо понимать, что на любой товар, купленный с рук в электричке, наценка от производителя до покупателя - около 1000%. Мухобойка - 150 руб., ее цена в Китае - максимум 15 руб.
Это не предел. Бывший топ-менеджер телемагазина утверждает: «Можно любую трехкопеечную фигню, придумав хорошую историю, показать по телевизору и продать за тысячу долларов».
Собеседник в отделе продаж Udalix, представившийся Владимиром, пояснил, что пятновыводитель действительно российского производства: «У нас одна фирма - одна продает в Москве, другая производит в Тамбове. Но там вы его не купите. У нас там ничего не продается».
В Москве у фирмы оптовый склад, с которого товар развозится по всей России (пятновыводитель, как указано на его сайте, продается во многих регионах РФ). Минимальная партия - 5 тыс. руб.
«Этот продукт на вокзалах уже продают лет девять точно,- говорит он мне как потенциальному покупателю.- В электричках делали на нем 20 тыс. чистыми в месяц, на ярмарках - под 40 тыс. Если ставить на продажи грамотных, обученных консультантов, можно больше продавать. А мы еще не просто продаем, но и обучаем, как его эффективно продавать».
Откуда товар
Получается, что один и тот же товар продается в телемагазинах, на рынках и ярмарках. По словам юриста Петропольского, за этим стоят одни и те же люди.
На вершине этой пирамиды - импортеры-поставщики. «Те, кто везет товар из Китая, растаможивают его всерую, не поштучно, а на вес,- говорит Петропольский.- Эти люди имеют самый большой навар, это долларовые миллионеры».
Ступенью ниже находятся владельцы оптовых складов (это могут быть и сами импортеры). «У нас по Москве есть сеть складов, куда поставляется китайский товар, который потом реализуется»,- поясняет юрист.
По его словам, занимаются этим коммерсанты, которые находят дешевый, но, по их мнению, востребованный товар. Они закупают его и привозят в шоу-румы. Там товар берут агенты, у них - сеть продавцов, которым по объявлениям предлагают «легкий заработок».
Самих агентов в Москве и области - сотни. «У них две схемы торговли,- поясняет Петропольский.- Агенты, которые отдают на реализацию или через свои сайты, или колл-центры, подключенные к рекламе на радио. Либо ищут людей, которые распространяют все это через электрички».
Третий вариант: с этих же складов товары продаются и через телемагазины. «“Магазин на диване” - это способ рекламы через телевидение, ее может делать любая фирма, купив время и поставив свой ролик»,- соглашается бывшая сотрудница такого магазина. По ее словам, продажи в электричках - часть этой же системы: «Просто ходят и такими же методами, как в телевизоре, все впаривают».
Разницу в цене того же пятновыводителя Udalix можно объяснить дополнительными расходами на маркетинг. К тому же продавцы на рынках получают не процент с проданного, а установленные зарплаты, с товаров платятся худо-бедно какие-то налоги. Плюс нужно платить за аренду помещения: у метро это минимум 10 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц.
«А здесь человек за свое присутствие в электричке должен платить 5–15 тыс. руб. в месяц»,- говорит Петропольский.
«Такие накрутки в телемагазинах не потому, что затраты на телевидение велики, а просто продажи такие позволяют делать огромные наценки»,- говорит бывшая сотрудница «магазина на диване».
Продавцы в электричках могли бы покупать товар, например, через AliExpress. Цены там ниже, чем на складах в России. Конечно, промышленными партиями ввозить через эту площадку товары в РФ не получится, так как если ее стоимость превышает €1 тыс., а вес - 30 кг, то нужно платить пошлину до 30% от стоимости товара.
Но коробейники не пользуются этим каналом и при закупках малыми партиями. Во-первых, торговля в электричках - дело сезонное, посылки ждать долго, к тому же нужно иметь электронные средства платежей (карту или электронные кошельки).
Но главное в другом, считает Петропольский: «Самое главное для продавца - у него нет понимания, как договориться с полицией на местах, чтобы просто торговать. Найти, где брать дешевле, он бы смог, но он не сможет платить те входные билеты, которые платят полиции агенты. Поскольку они собирают со всех и единоразово платят. А торговать другим товаром продавец просто не имеет права, иначе экономика у агентов, которые его ставят на эту точку, рушится».
Почему покупают
Для большинства пассажиров покупки в электричке - это не насущная необходимость, а эмоциональная реакция
Время от времени власти и ЦППК грозят то полностью запретить коробейников, то ввести непомерные штрафы, то утвердить перечень разрешенных для торговли товаров. Торговля в электричках давно бы сама умерла, если бы пассажиры не продолжали покупать, несмотря на общее недовольство явлением. Людьми при этом движет не просто желание купить какой-то товар.
Занять себя в электричке особо нечем, пространство ограничено, на любой станции не сойдешь. В поездах преобладает рутина, скука. Люди, вынужденные ехать час-два, впадают в полусонное состояние, цепенеют, кто-то дремлет. Кто-то уходит с головой в смартфоны.
«Торговля в электричках - там есть драматургия продукта, когда показывают, как это работает. При этом важен акт социальной коммуникации. И здесь дело не в том, что мне это надо срочно, а в том, что возникает тип диалога. И покупка в данном случае - это не удовлетворение потребности в консюмеристском смысле слова, а что-то другое»,- говорит экономический социолог Евгения Надеждина из НИУ ВШЭ.
Разнообразие в дорожную скуку вносят не только торговцы, но и музыканты. За внимание пассажиров и тем, и другим приходится конкурировать с гаджетами
Причин покупок может быть несколько, в зависимости от товара и того, как его представляют. Евгений Бойченко из МИРБИС считает:
С помощью покупки пассажир реализует главную потребность - развлечение. Второе: цена покупки несущественна. Товары недорогие, а значит, и риск невелик. Третье: это товары, которые в значительной степени относятся к незапланированной покупке, но в которых есть потребность.
Например, шариковая ручка. Мне все равно нужно ее покупать. То, что эти товары относятся к запланированным покупкам, но не на сегодня».
Такое объяснение подходит для стандартных товаров, которые составляют большую часть ассортимента. Ручки, тетрадки, обложки для документов, книги, клей, рюкзаки, кошельки. Есть и сезонные товары - веники для бани, средства от комаров, иногда мороженое (пивом давно не торгуют).
Продают все эти товары по накатанной схеме, начиная с вежливого и в меру радостного приветствия. Но механизм в таких покупках, возможно, другой. В электричках человек оказывается не в мире обезличенных товаров в супермаркете или торговом центре, отмечает Евгения Надеждина, а в наполненном людьми месте. И, возможно, продается не столько сам товар, его качества, сколько презентация, социальные и смысловые посылы.
Сейчас люди, судя по всему, покупают только самый необходимый товар. Не зря одни продавцы транслируют пассажирам напускной позитив, кто-то просит, чтобы купили. Некоторые продавцы надевают ленты с символикой флага РФ или георгиевские ленты. Кто-то, продавая товар, обращается к религиозным мотивам. Покупка может быть и завуалированной формой милостыни.
«Мы сидим в вагоне, я покупаю не товар,- рассуждает Евгений Бойченко.- Мне нравится, как он сделал это шоу, мы покупаем не товар, а даем заработать человеку, он старается». Но бывают и особые случаи.
«А вот и я! Не ждали?!» - в вагон врывается полный мужчина. Пассажиры вздрагивают. «Хочу предложить вам новый уникальный товар! - торжественно кричит закрепленный у него на поясе портативный динамик.- Незаменимый для похода в гости!» Мужчина обводит всех торжествующим взглядом и продолжает: «Чтобы не тянуться к тарелкам, расположенным далеко от вас, нужно что? Правильно! Телескопическая вилка. Представьте только себе: вы за столом, а салат, аппетитная курица далеко. Телескопическая вилка придет вам на помощь!»
Чем экзотичнее товары, тем напористее и изобретательнее продавец. «Зачем ходить в лес? Там сыро и комары,- бойко тараторит женщина средних лет.- Теперь у вас есть уникальная возможность выращивать грибы в любом удобном для вас месте: на подоконнике, в подвале, на книжной полке и холодильнике, в гараже и спальне. Для этого нужно лишь немного земли и споры грибов - это уникальная разработка российских ученых! Теперь не нужно шарить по кустам! Проснулись и - раз! - срезали гриб! Вкусный и экологически чистый, что немаловажно».
Уличная торговля с рук, расцветшая в 90-е, сегодня все еще кормит большое число людей. По мнению Алексея Петропольского,
От начала пирамиды до продавцов по всей России в этой отрасли заняты под миллион человек. Ты четко понимаешь, сколько заработал, и это подкупает многих. Продал товар - и тысяча рублей твои. По сути, так и Uber работает.
Этот бизнес, а по сути - каскадное распределение добытого товара, выгоден всем сторонам (пока этот бизнес в тени).
«Рынок существует просто по инерции, мне кажется,- говорит Алексей Каневский.- Он потихоньку сходит на нет сам по себе». Закрыть или запретить его невозможно - если только люди не откажутся покупать дешевую китайскую чепуху.
Начальнику УВД по ЮАО ГУ МВД России
по г.Москве
генерал-майору полиции
Подольному А.В.
от Рзаева Фуада Фурудун оглы
зарегистрирован: Московская область, г. Видное, Советский проезд, д. 4, кв. 69
т.: 960-81-80
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемый Александр Владимирович, вот уже целый год я пытаюсь найти и восстановить справедливость по защите своих конституционных и гражданских прав в бездействии органов власти и правоохранитеольных органов
Прошу рассмотреть мою жалобу, так как обращения в другие инстанции, в том числе и в следственные органы разных уровней, за защитой моих гражданских прав, предусмотренных Конституцией РФ, оставлены без внимания и без должной оценки всех обстоятельств, имеющих значение, в том числе, и лично для меня, как гражданина Российской Федерации.
Все наши предыдущие обращения в правоохранительные органы, органы власти и не привели нас к ожидаемому результату – жалобы возвращаются в нижестоящие инстанции.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные указывающие на признаки преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 172 УК РФ, руководствуясь ст.ст. 38, 140, 145, 146 и частью первой ст. 156 УПК РФ.
Прошу Вас возбудить уголовное дело в отношении Петросяна Г.С.
Убедительно Прошу Вас ознакомиться с моим делом и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела против Петросяна Г.С.
Сообщаю Вам, что примерно в конце 2010 года я через своих знакомых, познакомился с Петросян Григорием Семеновичем (23.09.1962 года рождения, уроженец города Тбилиси Республика Грузия, паспорт 45 09 380241 выдан отделением по району Чертаново Южное ОУФМС России по городу Москве в ЮАО 17.11.2007 года, зарегистрирован: г. Москва, ул. Россошанская, д. 10, кв. 41), который представился как коммерческий директор ООО «СовКомТорг» (ИНН 7715809963). Знакомство и первая встреча с Петросян Г.С. произошла на территории продовольственной базы ЗАО «Москворецкое», по адресу: г. Москва, 1-й Котляковский переулок, д.
Уже через несколько дней, вчитываясь в содержание расписки, я увидел, что Петросян Г.С. вместо слова «наличными» написал слово «безналичными», вместо 2010 года указал 2011 год. Специально он это сделал или нет, либо просто он ошибся, я не знаю, однако хочу подтвердить, что я передал ему лично 11 000 000-00 рублей, и собирался их получить обратно в начале 2011 года.
Также хочу дополнить, что денежные средства в сумме 11 000 000-00 рублей, я передавал ООО «СовКомТорг» в лице которого выступал коммерческий директор Петросян Г.С., а не физическому лицу Петросян Г.С.
Прошу Вас принять меры к коммерческому директору ООО «СовКомТорг» Петросян Григория Семеновича, дать правовую оценку действиям Петросян Г.С., который использую доверительные отношения, введя меня в заблуждение мошенническим путем завладел моими личными денежными средствами в сумме 11 000 000-00 рублей, причинив мне материальный ущерб в особо крупном размере.
Считаю, что в действиях гр-на Петросяна Г.С. Имеется состав преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ и ч.2 ст. 172 УК РФ мошенничество и незаконная банковская деятельность.
Использования юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим в нем фактическое руководство, в том числе финансирование преступления с использованием денежных средств или расчетных счетов юридического лица, заключение сделок от имени юридического лица для облегчения совершения или сокрытия преступления или имущества, полученного в результате совершения преступления.
Возбудить уголовное дело по указанному событию с целью привлечения виновного лица к уголовной ответственности по указанной статье УК РФ.
За заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден.
Прошу Вас взыскать с Петросяна Григория Семеновича сумму долга по договору займа в размере 11 000 000руб.проценты за незаконное пользования чужими денежными средствами.
Добрый день, уважаемые пассажиры! Прошу минуточку внимания... - этого достаточно, чтобы понять: сейчас тебе будут что-то впаривать или о чем-то просить. Может, расскажут о замечательной вещице, которая в магазине стоит в два раза дороже, а ты без нее как без рук. А может, просто разложат по сиденьям наклеечки с кошками и листком бумаги, где неровным почерком - просьба помочь слепоглухонемому инвалиду детства. Или жалостливую песню споют под скрипочку. Электричка - не просто средство передвижения, это и паперть, и концертный зал, и рынок. А для торговцев лето - вообще золотой сезон: за город едут дачники и просто любители отдохнуть на природе.
Попробовать себя в торговле решила и я.
Я ДЕМПИНГУЮ
Жарким воскресным днем в Химках сажусь в последний вагон поезда, идущего до Клина . У меня за спиной рюкзак с товаром - на скромную сумму в супермаркете куплены бумажные платочки, ароматизированные и обычные, а также гелевые и шариковые ручки.
По-моему, демпингую нещадно, но завышать цену не хочется - вдруг не возьмут. Предлагаю товар, а сама улыбаюсь во весь рот. Люди смотрят и улыбаются в ответ. Девочка лет двенадцати берет ароматизированные платочки, ее мама по-доброму ворчит: «Помаду вытирать можно и обычными!» - но не мешает.
Пожилая тетушка, от которой несет перегаром, берет у меня ручек на полтинник.
Сдачи не надо, - кивает головой.
А в соседнем вагоне уже работает конкурент. Высокий загорелый мужчина с выбеленными сединой висками бойко вещает о достоинствах электрической мухобойки. Жду, когда он закончит свой рассказ, и в тамбуре пытаюсь с ним поговорить.
Платочки такие никто не продает, только красивые, - бурчит он, не глядя в глаза. - Опасайся конкурентов! Удачи!
Но соперников не видно. На улице жара, в вагонах духотища. Платочки расходятся на ура.
ЯРМАРКА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Перед глазами мелькают вагоны и лица, я все еще улыбаюсь, но уже не так широко. Платочки и ручки берут, но чаще спрашивают расписание электричек, влажные салфетки и средства от комаров (а вот этим я не запаслась!). Это ходовые сезонные товары. Летом к ним можно отнести еще зонты, пластыри и точилки для лопат и ножей, а осенью - губки для обуви.
Милиционеров я видела только один раз, да и то они не обратили на меня внимания.
Выхожу на станции Поварово , подсчитываю выручку. Из 20 шариковых ручек осталась только одна, из 10 гелевых - тоже, из двадцати платочков - два. Потрачено было 120 рублей, на выходе получилось 172 рубля. На билет я не тратилась - ехала зайцем. Итог - 52 рубля за пару часов. Не густо, но лиха беда начало! Интересно, а как у других?
Артем, 20-летний студент-заочник (будущий налоговый инспектор), признался:
Я уже два года продаю точилки для лопат. Уходит около 30 штук в день. Если торговать ежедневно, в месяц получается больше 50 тысяч чистой прибыли.
БРАТСТВО НА КОЛЕСАХ
На следующий день снова сажусь в электричку, чтобы выпытать у «коллег» профессиональные секреты.
Опасайся конкурентов! - пугает меня коробейница тетя Люба. - Могут и с поезда скинуть, и в глаза чем-нибудь прыснуть. Сюда с улицы не попадают - только знакомые!
Да, конкурентов тут не любят. Зато те, кто работает «по понятиям», образуют настоящее братство. Торговцы закупаются строго на определенных точках. Это либо оптовые базы в Подмосковье (в городах Пушкино , Софрино ), либо Ярославские торговые ряды (между Ленинградским и Ярославским вокзалами). Закупка товара в определенном месте - второе условие работы в бригаде. Первое - знакомство или рекомендация. Стоимость товара на «базе» невелика. К примеру, точилка для лопат стоит 35 рублей, в поезде она продается за 100 рублей, а в магазине - за 240.
Все направления и даже перегоны давно поделены. Ленинградское направление, где я пробовала свои силы, не самое прибыльное. Лучше ездить с Ярославского вокзала: отсюда больше поездов. На этом направлении работают около 300 человек. Каждые 5 - 6 минут пассажирам предлагают новый товар.
У торговца есть свое расписание, поэтому продавцы однотипных товаров в поезде не пересекаются. Если коробейник опоздал на свою электричку, он созванивается с коллегами, чтобы знать, где они едут, и не мешать им. Контролеров они не боятся, хотя и ездят зайцами. По словам торговцев, с проверяющими они рассчитываются своими же товарами. И все контролеры знают своих коробейников в лицо.
Как такового «начальства» у продавцов сейчас нет. Необходимость в нем отпала: дикие времена разборок прошли. Но если одного из коробейников обидят, разбираться придет целая толпа. Они почти как мушкетеры: один за всех, и все за одного.
А проблемы с милицией возникают? - спрашиваю у тети Любы.
Нет - если платишь аккуратно. Те, кто продает мелочевку, отдают пару тысяч рублей в месяц. Неофициально, конечно. А вот, например, с продавцов электрошокеров милиция берет больше - 20 тысяч рэ ежемесячно.
Под конец Люба даже показала мне значок - фигура какой-то статуи на голубом фоне. Осторожно достала из сумки, как какой-то тайный символ. Примерно так и оказалось.
Это милиционеры нам такие дают, - объяснила она. - Значит, платишь вовремя. И если кто-то из них привяжется - просто показываешь этот значок: мол, отцепитесь, у меня все проблемы решены...
Понятно, что в милиции меня заверили: ни о каких значках тут не слышали. А я подумала: почему бы не легализовать этот рынок торговли с рук? Коробейники могли бы платить «налоги» не милиции, а вполне легально, в казну, а пассажиры получили бы хороший сервис в пригородных поездах, где сервиса нет никакого. Сейчас же деньги идут мимо кармана государства, люди работают как умеют, а недобросовестные стражи порядка кормятся с их не самого легкого труда.