Глухой голос причины. Органические нарушения голоса
Содержание 1. Нарушение голоса................................................................................................3 2. Органические нарушения голоса........................................................................4-7 3. Влияние нарушений голоса на эмоционально-волевую сферу........................7-8 4. Профилактика нарушений голоса.......................................................................8-9 Список литературы................................................................................................10 Приложение..............................................................................................................11
Скачать:
Предварительный просмотр:
Список литературы ................................................................................................ 10
Приложение .............................................................................................................. 11
Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов - гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основных дефектов голоса - утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей.
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.
Среди органических нарушений речи выделяют центральные и периферические.
К
центральным органическим расстройствам
относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой, псевдобульбарной) - то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.
К
периферическим органическим расстройствам
относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических
изменениях в надставной трубе
наблюдается ринолалия и ринофония.
Ринолалия
– нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринофония
– изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (при расщелине нёба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и «полетность» голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими
нарушениями в строении и функции
гортани
: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.
Папилломатоз гортани.
В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани –
папилломы
, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных голосовых связках. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к
рубцовому стенозу гортани
– значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцов, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности голосовых связок, их неполному смыканию, гиперфункции ложных голосовых связок. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Острый и хронический ларингит.
Ларингит –
воспаление гортани. Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно – мышечного аппарата. В большинстве случаев голосовые связки способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Односторонний и краевой хордит.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний
хордит
– воспаление одной голосовой связки. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края голосовой связки. Как правило, голосовые связки не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.
Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляются и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются
узелки
на середине голосовых связок (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Колебания при фонации чаще сохраняются и являются равномерными. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. При
полипах
голосовых связок картина более тяжелая. Либо голосовые связки не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.
Парезы и параличи гортани.
Парезы и параличи гортани
возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий голосовые связки. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания голосовых связок с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Специфичным нарушением голоса является голос после
удаления гортани
(ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.
3. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
НА ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВУЮ СФЕРУ.
Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными
папилломами и Рубцовыми стенозами гортани
, если заболевание началось до формирования речи.
Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них - особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин - это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.
Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии - фонопедии. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специализированную помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник. Поэтому очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить.
С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка - это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.
ЛИТЕРАТУРА
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 1973
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону, 2002
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
- Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч I.
Приложение
Центральные: Афонии и Дисфонии при Анартрии и Дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой и псевдобульбарной) | Периферические: |
1.При нарушениях слуха. |
|
2. При измениении в надставной трубе: (Рилолалия и Ринофония) |
|
3. При изменении в гортани: А) Инородные тела Б) Аномалии гортани В) Заболевания гортани:
Доброкачественные образования гортани: Киста Фиброма Папиллома и т.д. |
Под нарушением голоса, обусловленным речевой экономией, (понимается полная или частичная неспособность к подаче голоса, которая возникает при сформированном соответственно возрастной норме голосе в результате чрезмерной нагрузки.
Причины. Главная причина этого функционального нарушения голоса заключается в постоянном нарушении гигиены голоса. Причиной могут быть также неправильные образцы, несоблюдение гигиены голоса до момента его полного формирования (до 18 лет,) а также недостаточный слуховой контроль. Особенно опасно нарушение гигиены голоса для лиц, которые живут или работают в шумной обстановке. Если к этому часто прибавляются стрессовые ситуации, то возникает потенциальная психическая перегрузка.
Симптомы. В большинстве случаев нарушение возникает у лиц, которые по профессии много говорят или поют. Это приводит к повышенному сокращению дыхательной и голосовой мускулатуры, сильному мышечному напряжению, мимическому напряжению, выражается в морщинах на лбу, неподвижности нижней челюсти и растянутости губ.
Психические и социальные последствия. Больные сначала неосознают своего неэкономного характера речи. Часто долго поют при неправильной технике, и только болезненные симптомы заставляют обратиться к врачу. Так как этим нарушением обычно страдают лица, профессионально связанные с высокими требованиями к голосу, то у них возникают профессиональные трудности, которые могут привести к перемене профессии.
Диагностика. При фоннатрическом обследовании следует отграничить органические причины нарушения. После подробпого выяснения анамнеза проверяют голосовую функцию. При этом проверяют дыхание, фонацию при речи разговорной и форсированной громкости, пении, моторику и музыкальность. Учитывают профессиональный стаж, возраст постановки голоса и нагрузку па голос, связанную с профессией.
Под психогенно обусловленной афонией и дисфонией понимается полная или частичная неспособность к подаче голоса {звучания и интенсивности) при психически обусловленном нарушении, которое неожиданно, возникает и часто так же [внезапно проходит.
Причины. Лица с невротической "Конституцией три большой нагрузке склонны к ненормальной переработке переживаний и соответствующим реакциям, которые могут выразиться в нарушении фонации. Под влиянием возбуждения или неудачи, которая действует парализующе, неожиданно наступает состояпие дисфо-нии или афонии, что в свою очередь может вызвать другие невротические нарушения. Если при этом нарушается индивидуальная адаптация, симптомы закрепляются. Иногда истоки этих расстройств находятся в далеком детстве.
Симптомы. В зависимости от причины нарушений различают неспецифическую и специфическую дисфонию. Неспецифическая дисфония возникает при вегетативно-аффективной лабильности или как осложнение общего заболевания. Это проявляется в утомляемости голоса. Все виды дисфопических проявлений могут возникать в конфликтных ситуациях или в качестве сопутствующих симптомов при неврозах. Koler отмечает у агрессивно-заторможенных невротиков очень тихий голос. «Протест» может привести к афоний. Лица, подверженные страхам, наоборот, говорят форсированным голосом без ситуативно-адекватной модуляции. В то же 1 время они не могут коротко выразить свои переживапия и выделить в них главное.
Специфическим видом нарушения является спастическая дисфония. При сдавленном, хриплом голосе типичным симптомом этого нарушения является акцентирование на гласных, из-за чего спастическую дисфонию иногда принимают за тоническое заикание_ Судорожные атактичные движения голосовых складок тоже бывают при заикании. Нередко при этом наблюдается сжатие ложных голосовых складок. Характерно также откашливание и хриплое покашливание. Спастическая дисфония возникает обычно в пубертатном или среднем возрасте. В определенных ситуациях симптомы проявляются особенно сильно (в школе, в профессиональной деятельности).
При афонических явлениях возможен только шепот. Откашливание, однако, происходит с голосом. Голосовые складки при фонации не смыкаются. Это нарушение наступает неожиданно и так же неожиданно исчезает, оно может свидетельствовать как о ги-нер-, так и о гипокинетических симптомах.
Различные симптомы психогенной дисфонии чаще встречаются, у женщин, чем у мужчин.
Психические и социальные последствия. Афонию или дисфонию больной неадекватно переживает как коммуникативную несостоятельность, что обычно усиливает симптомы. Если эта реакция длительна, то нарушение голоса закрепляется. Профессиональные ораторы вынуждены прерывать свою деятельность, школьники легко попадают в положение вне коллектива. В дальнейшем нередко присоединяются нарушения поведения, отягощающие общее состояние.
Диагностика требует отоларингологических, нейропсихиатри-ческих, психологических и логопедических обследований. Логопедический диагноз касается, в частности, работоспособности голоса.
Терапия предлагает комплексный медико-педагогический подход. Необходима длительная, терпеливая работа над голосом в сочетании с перевоспитанием личности.
Прогноз. Исправление психогенно обусловленной дисфонии в °бщем может улучшить общее состояние, если удается повлиятьна личность пациента. Если медицинское и логопедическое воздействие неглубоко, то симптоматика в лучшем случае приглушается. в этих случаях приходится учитывать возможность рецидива.
Афония - полное отсутствие голоса и дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические , каждое из них может быть органическим и функциональным . Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.
К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей
Функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов . К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.
Фонастения - нарушение голоса не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений.
Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе), а также при сильном перенапряжении голоса. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.
Ринофония и ринолалия - их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным. Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этой слабый, сдавленный.
К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная , или психогенная, афония . Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. П ри полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком.
28. Система организации логопедической помощи
В РБ проведена объемная работа по развитию
логопедической помощи как в системе здравоохранения, так и
образования: сложилась определенная система выявления лиц с речевой патологией, профилактики речевых нарушений и коррекционно-воспитательного воздействия.
В системе здравоохранения функционирует Республиканский центр патологии слуха, голоса и речи, областные сурдологопедические кабинеты, 60 детских и 17 взрослых логопедических кабинетов, 9 стационаров, должности логопедов введены в домах ребенка. Названная служба системы здравоохранения осуществляет тесную связь и преемственность в работе с учреждениями образования. Функции координации осуществляет Республиканский центр патологии слуха, голоса и речи.
Большая научно-исследовательская и организационная работа
проводится кафедрой сурдопедагогики и логопедии Белорусского государственного педагогического университета. Постоянно разрабатываются и внедряются научно обоснованные методики по диагностике и коррекционно-воспитательному воздействию на лиц с речевой патологией, совершенствуются методики по ранней коррекционной работе.
Однако в организации логопедической помощи населению РБ имеется ряд недостатков. Органами и учреждениями здравоохранения на местах не используются все возможности по
оказанию логопедической помощи сельскому населению, а также - масштабному в городах.
Существенным недостатком в организации логопедической помощи является отсутствие ранней развернутой коррекционной работы с детьми группы "риска".
Неудовлетворительно организована комплексность в обследовании и оказании логопедической помощи как в учреждениях образования, так и в учреждениях системы здравоохранения.
В связи с отсутствием логопедов в неврологических больницах и
отделениях не осуществляется консультирование и
коррекционно-восстановительное обучение постинсультных больных в острый период, что приводит к отсутствию координации и своевременной логопедической помощи больным с афазией.
Материально-техническая база логопедических кабинетов не
отвечает современному уровню: не отработана система переподготовки и повышения квалификации логопедов системы здравоохранения, снизилась координационная роль Республиканского центра патологии слуха, голоса и речи.
Они весьма распространены как у взрослых, так и у детей. Частота случаев патологии гортани у детей за последние два десятилетия возросла. Это объясняется разными причинами - плохой экологической обстановкой, большими голосовыми нагрузками при несоблюдении гигиенических требований и отсутствии навыков голосовой культуры. Нередки осложнения после реаниматологических манипуляций и хирургического лечения, которые спасают жизнь человека, но вызывают осложнения в виде хронической патологии гортани с тяжелым нарушением голоса. Данные Л. Б. Дайняк (1982) свидетельствуют об увеличении у детей хронических ларингитов, что всегда считалось главным образом патологией взрослых.
Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежной литературы весьма противоречивы. И. Максимов (1987) приводит сведения об изучении состояния голоса специалистами разных стран. Так, по данным Г. Боме (Bohme G., 1974), патологическое изменение голоса наблюдалось у 40% обследованных учащихся начальных классов, А. Соннинен (Sonninen A., 1970) выявил его только у 0,2%. К результатам обследования голоса детей в США, Японии, Израиле обращается и Д. К. Вильсон (1990). Согласно приведенным им материалам, процент патологии голоса колеблется от 1,5 до 21%.
Исследования Ю. С. Василенко и Е. С. Уланова (1984) обнаружили нарушения голоса у 11,7% обследованных детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. По данным Ю. С. Василенко (1983), частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих голосоречевые профессии нарушениями голоса страдают до 40%.
Большинство нарушений голоса являются следствиями заболеваний и различных изменений собственно голосового аппарата. Но они могут также сопутствовать тяжелым расстройствам речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании, афазии.
Патология голоса у детей и взрослых обычно представляется в двух формах - афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении). Однако эти термины не отражают диагностического содержания, а только свидетельствуют о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов - гортани, надставной трубки, бронхов, легких - и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и пр.). При одном и том же медицинском диагнозе у одного человека может быть афония, а у другого - дисфония.
Помимо основных признаков нарушения (утраты силы, звучности голоса, изменения его высоты, искажений тембра в виде осиплости и охриплости, нарушений резонаторного баланса носовой и ротовой полостей) могут отмечаться голосовое утомление и ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, например постоянное першение с потребностью откашляться, ощущение помехи, комка в горле, давления, сад-нения и боли. Все перечисленные симптомы или большинство из них, как правило, присущи почти каждому голосовому расстройству и поэтому не являются диагностическими признаками. У одних людей жалоб довольно много и набор их шире, у других они более ограничены. Часто это зависит не столько от тяжести состояния, сколько от типа реагирования человека на свое заболевание, от состояния его нервно-психической сферы. Все сказанное больше присуще взрослым. Дети обычно не слышат дефекта своего голоса и многих из названных жалоб не высказывают.
Для того чтобы правильно выбрать методы коррекционной работы, следует исходить из характера патологии, ее локализации, причин и развития дефекта, т. е. из этиологии и патогенеза.
Органическая патология возникает:
1) при нарушении анатомических структур (опухолях, состояниях после их удаления, травмах);
2) хронических воспалительных процессах (хронических ларингитах, воспалениях дыхательных путей и пр.);
3) поражениях центральных и периферических нервов.
Механизм нарушений голоса определяется характером изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего подвижностью и тонусом голосовых складок, что проявляется в виде гипотонуса или гипертонуса, иногда в сочетании того и другого.
Наиболее распространены и в то же время наиболее многообразны функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения, что функциональные нарушения по сравнению с органическими устраняются более легко, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные диагностические затруднения в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.
Причины функциональной патологии могут быть самыми разными - начиная с голосового переутомления, плохой постановки голоса и кончая различными инфекционными заболеваниями и влиянием психических факторов. Некоторые из перечисленных причин могут выступать в совокупности, и определение «пускового» момента затруднительно. Не всегда можно четко разграничить функциональные и органические расстройства, например, при спастических нарушениях.
Длительно протекающие функциональные заболевания могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок, что также затрудняет их диагностику.
Кроме того, нарушение голоса может одновременно быть и органическим и функциональным. Так, при врожденных незаращениях нёба заметно страдает голос - у него назализованный тембр, снижена сила, выражена осиплость разной степени. При данной патологии нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной - расщелиной нёба; все другие признаки дефекта голоса являются функциональными и развиваются постепенно. И. И. Ермакова (1990) указывает три причины функциональной недостаточности голосового аппарата у подростков и взрослых с нёбными расщелинами:
1) функциональные изменения в мышцах нёба и глотки, которые в норме являются рефлекторными возбудителями голосовых складок;
2) формирование артикуляции некоторых звонких согласных ларингеальным (гортанным) способом;
3) характерологические особенности людей с расщелинами, которые, стесняясь своего дефекта, стараются говорить тихо, мало, как бы маскируя свою речь, что препятствует развитию голоса. По данным исследований И. И. Ермаковой, у 70-80% людей с врожденными расщелинами нёба отмечаются функциональные расстройства в виде гипотонуса голосовых складок и фонастении.
К патологии голоса центрального генеза можно отнести функциональную или психогенную афонию. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. Точнее ее надо было бы назвать истерической афонией. При полном отсутствии голоса сохраняется звучный кашель и смех, иногда способность петь, что служит важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при неоднократных обследованиях через короткие промежутки времени (через час, два) очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном нарушении. Встречаются психогенные расстройства в виде дисфонии. Развиваются они постепенно при длительно действующем и неразрешающемся эмоциональном напряжении - конфликтах на работе, в семье, тяжелых болезнях близких. Эта форма патологии трудна для диагностики, так как в начальный период часто рассматривается как гипотонусное расстройство, и установление подлинного диагноза запаздывает.
К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.
Фонастения - нарушение голоса, которое в ряде случаев, особенно в начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Чаще всего оно развивается у людей, связанных с голосоречевыми профессиями. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом - усиливать и ослаблять его звучание, изменять высоту, в появлении детонации звука и ряда неприятных субъективных ощущений в глотке и гортани. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусные расстройства обусловлены двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, что сопровождается снижением функций мышц, суживающих голосовые складки (аддукторов). Как правило, поврежденной оказывается одна пара мышц, максимум две (мышцы голосовых складок парные - в левой и правой складках, в гортани имеется только одна не парная мышца). Если иннервация мышц страдает на периферии и способна к восстановлению, нарушение относят к функциональным. Если поражается более двух пар мышц, то это уже считается органикой и к данной группе заболеваний не относится. При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая из пар мышц страдает. Патология голоса может выражаться в легкой осиплости, иногда вплоть до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли не только в горле, но и в мышцах шеи, затылка.
Гипертонусные нарушения голоса обусловлены повышением тонуса внутренних мышц, а иногда и всех отделов гортани. Встречаются они реже гипотонусных, но очень неоднородны по своим признакам и причинам возникновения. При попытках фонации голос либо не появляется совсем, либо издается резко искаженный, сдавленный, глухой звук. Голосовые складки, кратковременно сомкнувшись, впадают в состояние напряжения или гиперкинеза. Часто в процесс фонации вовлекаются вестибулярные (иногда их называют вентрикулярные) складки. Длительное время гипертонусные расстройства относили к функциональным. Исследования последних лет показали, что гипертонусные нарушения голоса могут быть и органической природы. Более подробно это будет рассмотрено в специальном разделе пособия.
К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, при состояниях после удаления доброкачественных и злокачественных опухолей.
Хронические ларингиты весьма разнообразны по видам и формам. Они проявляются в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Возникающее при этом несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет свое нормальное звучание, наступает сильная его утомляемость до полной невозможности осуществлять голосовую нагрузку.
Нарушения, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного или возвратного нерва. (Нижний гортанный нерв подходит к левой и правой половинам гортани.) Иногда их причины выяснить не удается. Это так называемые идиопатические парезы. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Снижение двигательной функции гортани ведет к нейрогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в таких случаях рассматриваются как органические. Голос отсутствует или становится резко охрипшим, пациенты жалуются на большое утомление при речи, поперхивание, кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Такое сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особенно тяжелым.
Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т.е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе.
Часто причиной органических нарушений бывают опухоли гортани и голосовых складок и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли как у детей, так и у взрослых встречаются чаще злокачественных. Множественные папилломы, так называемый папилломатоз, возникают у детей иногда в раннем возрасте. Они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Нередко такое явление может продолжаться несколько лет. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций обусловливают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. До настоящего времени этиология этого заболевания полностью не раскрыта.
Особое место среди рассматриваемых нарушений занимает отсутствие голоса после удаления гортани по поводу рака. Человек полностью лишается возможности пользоваться звучной речью; формируется комплекс тяжелых симптомов физического, психологического и социального характера.
Представленная нами классификация не является всеобъемлющей, но дает картину наиболее часто встречающихся расстройств голосовой функции, которые могут быть устранены педагогическими (фонопедическими) приемами.
Фонопедические методы коррекции голоса применяются только при хронических расстройствах, которые не исчезают самостоятельно или при медикаментозном лечении. Спонтанное развитие дефекта всегда бывает отрицательным. Прогноз специального восстановительного обучения при патологии голоса различной природы определяется рядом факторов:
1) тяжестью нарушения;
3) типом нервной системы пациента;
4) его отношением к своему дефекту;
5) состоянием физического и музыкального слуха;
6) компенсаторными возможностями организма.
Контрольные вопросы и задания
1. Отражают ли термины «дисфония» и «афония» диагноз определенного нарушения голоса?
3. На основании каких признаков патология голоса квалифицируется как органическая?
4. Что характеризует функциональные расстройства голоса?
5. Возможно ли сочетание органической и функциональной патологии при нарушении голоса?
7. Выделите две группы признаков нарушений голоса; в первую - внесите клинические характеристики голоса, во вторую - качественные.
8. Назовите причины, влияющие на прогноз восстановительного обучения.
Современный клинико-психолого-педагогический подход к классификации нарушений голоса.
Этиология голосовых нарушений весьма разнообразна: заболевания гортани, носоглотки, дыхательных путей, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (значительное увеличение голосовой нагрузки, форсирование голоса, значительная голосовая нагрузка во время болезни и др.), неправильная техника голосоподачи (различают три способа атаки голоса), снижение слуха и др. Все это приводит к органическим и функциональным нарушениям голоса, хотя это деление условно, т.к. функциональные нарушения могут переходить в органические и, наоборот.
Функциональные нарушения голоса (ФНГ) связанны с временным, преходящим изменением функции гортани, голосовых складок (г/с), поэтому может быть полностью восстановлен нормальный голос в результате коррекционных занятий.
При органических нарушениях наблюдаются патологические изменения в строении гортани, г/с, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса с сохранением недостаточности по силе, высоте и тембру.
Медицинский аспект расстройств голоса позволяет нам определить: какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный (например, при дизартрии) или речеслуховой (например, при глухоте), как отдел анализатора нарушен (переферический (непосредственно голосовой отдел (резонаторы, гортань, мышцы и т.д.) или центральный (центральная нервная система); какой характер нарушения (органический или функциональный). Нарушения голоса могут быть врожденными, например, при ринолалии; или приобретенными (например, истерическая афония). Так или иначе, нарушения голоса всегда связаны с нарушением координированной деятельности резонаторной, дыхательной и голосообразующей систем. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации.
Логопедический аспект классификации нарушений голоса вскрывает сущность расстройств голоса; основные нозологические единицы: афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринофония. Афония – полное отсутствие голоса, дисфония – расстройства голоса, связанное с наличием добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:
различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;
гипер- или гипоназальность;
изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);
расстройство высоты голоса;
изменение просодики, связанное с нарушением ударения, темпа, мелодики.
Характеристики нарушений высоты голоса: монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Характеристики нарушений тембра голоса: хриплый, грубый, гортаннорезкий, «квакающий», писклявый, глухой, металлический, назализованный
Характеристики нарушений силы голоса: афония, иссякающий, слабый, слишком громкий.
Психологический аспект фонопедии вскрывает особенности личности субъектов, личностной реакции на нарушение; зачастую рациональная психотерапия позволяет преодолеть некоторые голосовые нарушения.
Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические. К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии.
Психогенные афонии. Причинами, как правило, являются стрессовые ситуации – испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками. У детей встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного стресса в нервной системе возникает очаг запредельного торможения, в результате чего прекращается поступление нервных импульсов от головного мозга к голосовым складкам, в результате простоя голосовые складки приобретают дряблость. Ребенок может общаться только шепотом, при этом остаются сохранными безусловные рефлексы: плач, смех, кашель. Голос может появиться неожиданно на фоне положительных эмоций, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая дисфония или афония.
Гипотонусная дисфония.
Обусловлена снижением тонуса г/с. Причины: постоянное перенапряжение г/а, перенесенные острые заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость мышц является врожденной. Во время фонации отмечается неполное смыкание г/с. Чаще всего голосовая щель имеет форму овала (в норме – равностороннего треугольника).
Гипертонусная дисфония.
Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман однако отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации:
пыль, дым, сырость;
излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;
воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.
При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края.
Для обеих описанных форм дисфонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличии от органической афонии).
Смешанная гипо-гипертонусная дисфония. Характеризуется пониженным тонусом г/с, повышенным тонусом ложных складок. Чаще всего эта форма отмечается после острого ларингита, трахеита, когда ложные складки включаются в механизм голосообразования компенсаторно. При осмотре - ложные складки увеличены в размере, иногда гиперемированны, смыкаются друг с другом, прикрывая голосовые.
Для предотвращения функциональных нарушений следует соблюдать меры профилактики:
не кричать (особенно в дыму, на сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать;
с периодичностью проходить осмотр у лора, вовремя лечить тонзиллит и аденоиды;
не злоупотреблять громким хоровым пением.
Патологическая мутация.
К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и голосовом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно.
Мутация связана с быстрым ростом гортани. Г/с у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек г/с удлиняются только на 3-5 мм.
Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, г/с увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные г/с. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений, становится более сильным.
Нормально протекающая мутация может появляться в нескольких формах. Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает устанавливается мужской тембр.
Течение мутации могут осложнить:
недоразвитие половой сферы;
острый или хронический ларингит;
различные инфекционные заболевания;
перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне.
Патологическая мутация проявляется в долго держащемся фальцете или в затянувшейся мутации (голос на протяжении нескольких лет остается детским, или фальцетное звучание прорывается на фоне мужского звучания). У мальчиков иногда встречается преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится грубым. Причина – преждевременное наступление половой зрелости и перенапряжение голосового аппарата. У девочек изредка наблюдается извращенная мутации, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Такие мутации часто встречаются при нарушениях функций щитовидной железы, надпочечников. Снижение адреналина в крови вызывает голосовые расстройства: понижается тонус мышц гортани, г/с смыкаются не полностью, в результате голос срывается и быстро утомляется.
Длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические.
Среди них выделяют центральные и периферические. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза).
К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (это когда расщелина неба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.
Папилломатоз гортани.
В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных г/с. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцом, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности г/с, их неполному смыканию, гиперфункции ложных г/с. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Нарушения голоса при остром и хроническом ларингите.
В большинстве случаев г/с способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Нарушения голоса при одностороннем и краевом хордите.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной г/с. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края г/с. Как правило, г/с не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.
Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляется и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине г/с (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. Колебания при фонации чаще сохраняются и равномерные. При полипах г/с картина более тяжелая. Либо г/с не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.
Парезы и параличи гортани.
Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие голосового переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций. Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдоорганические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение голосовых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями голосового утомления.
Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации. Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками диафрагмального дыхания и мягкой атакой голоса. Недопустимы курение, алкоголь, сильно горячая и холодная пища, так как все это раздражает слизистую гортани. Нельзя работать, когда болеешь. Необходимо наблюдаться у фониатра и лора, по возможности выполнять голосовые упражнения.
К органическим заболеваниям голосового аппарата относятся:
- дисфонии и афонии при хронических ларингитах
- парезах и параличах
- состояний после ларингоэктомии, резекции, удалении папиллом.
Ларингит приводит к несмыканию, субъективным неприятным ощущениям, появляется сильная утомляемость.
При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Общие задачи для коррекции любого нарушения:
- раннее начало с целью предупреждения закрепления навыков неправильной голосоподачи и предупреждения невротизации личности
- выявление и включение компенсаторных возможностей организма
- ликвидация патологического способа голосоведения.
Для реализации этих задач требуется: активация нервно-мышечного аппарата гортани, предотвращение псевдоорганических проявлений, психотерапия, восстановление утраченных кинестезий или выработка новых, восстановление координации фонации и дыхания, автоматизация восстановленных функций.
Коррекция всех нарушений предполагает дыхательную гимнастику и/или «дутье в губную гармошку», которое используется для массажа. При коррекции нарушений голоса, кроме ларингоэктомированных применяется «мычание».
Специфические:
- при ларенгите – беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.
Наиболее специфичной является методика по образованию пищеводного голоса. Включает 4 этапа. Первый – подготовительный. Второй – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Третий – автоматизация пищеводного голоса. Четвертый этап – расширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса.
Логопедическая работа по устранению ринофонии
Наиболее целесообразным является комплексный ортофонический метод, который включает: физиотерапевтические воздействия на мышцы глотки и мягкого неба, фониатрия, психотерапия.
Основная цель ортофонического лечения – восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.
Выделяются два этапа:
1. Подготовительный:
- психотерапию
- физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки.
- артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
2. Основной этап:
- развитие высоты голоса
- развитие длительности и силы голоса (игры тихо-громко).
- развитие тембра
- постановка певческого голоса
- развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (выразительное чтение сказок, пересказы, выразительное чтение стихов).
Подготовительный этап преследует цель подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат ребека к последующим интенсивным голосовым упражнениям, а также активизировать личность ребенка на преодоление дефекта, стимулировать его мотивационную сферу, настроить восприятие речи на правильное звучание голоса.
Артикуляционная гимнастика уменьшает чрезмерное участие спинки и корня языка, гортани в процессе фонации.
На фоне психотерапии начинается логоработа, начинается она с активизации мышц м.н. и з.с. глотки. Методы: позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение а,э на твердой атаке. Полезно использовать механические раздражители для активизации м.н. – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж м.н.
Общая арт.гимнастика активизирует ротоглотку, что способствует развитию звучания голоса в позиции резонатора. Дыхательная гимнастика способствует дифференциации ротового и носового выдоха. Дыхательные упражнения снимают напряжение с диафрагмы, а следовательно и с мышц гортани, что способствует лучшему звучанию голоса. При этом дуют на вату, спичку, свечу, надувание резиновых игрушек.
При пении поднято мягкое небо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, воздух идет в рот, работают резонаторы, т.е. создаются идеальные условия для голосообразования. Вокальные упражнения проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения без слов, поется один гласный звук в следующей последовательности: а,э,о,у, и. затем проводится пение мелодии песен на гласных звуках, что отрабатывает ровно плавное и медленное пение с повышением и понижением голоса. Когда отработано четкое речевое звуковое согласных и их сочетаний вводятся песни. Песная должна быть эмоционально окрашена. Одновременно с вокальными упражнениями тренируется и речевое произнесение гласных, их сочетаний, слогов.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора», правильное направление воздушной струи. Также важно выработать сознательное отношение к устранению назализации.