Проектная работа «Экология города. Общешкольный исследовательский проект "экологический марафон" Проект на тему экологически чистая школа
Введение
Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определятся глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды и ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности школьников в этом направлении является их участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Но в основном тематика экологических работ посвящена проблемам города, региона, глобальным вопросам сохранения окружающей среды и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии школы.
Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в школе, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятий) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.
Один из важнейших аспектов современной жизни – экологическая культура, которая определяет характер отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде.
Библиографический обзор по данной теме показал, что в основном тематика исследовательских работ по экологии посвящена проблемам на уровне города, района, округа, глобальным проблемам сохранения окружающей среды, и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии самой школы.
Помимо традиционной тематики научных работ школьников по экологии, автор статьи предлагает сосредоточить исследовательскую деятельность обучающихся в данной области в рамках одной школы (что вовсе не означает узость поставленной проблемы, т.к. речь идёт о сохранении здоровья школьников, их высокой работоспособности и успеваемости).
Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» – системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам экологических экспресс-исследований.
Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают элементы научного исследования.
Технология проведения экологического марафона
Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).
Выглядит это следующим образом. В школе объявляется неделя «Экологического марафона». Во всех классах организуются экологические исследовательские группы (от 3 до 6 человек). В старших классах это делают учителя биологии и химии, в среднем звене – учителя биологии, географии и классные руководители, в младших классах такие группы организуются классными руководителями с привлечением родителей. Итак, – первый день – это объявления, организация экологических групп, консультантов-школьников и учителей-консультантов.
На следующий день на специальном собрании (научный экологический совет, или научный совет марафона) проводится инструктаж классных руководителей и консультантов по технологии постановки, проведения и анализа результатов экспресс-исследований, раздаются технологические карты (инструкции) проведения экспериментов. Одно из преимуществ такой работы – активизация большого числа старшеклассников в роли научных руководителей исследовательских групп.
В течение третьего дня идёт активная инструктивная и подготовительная работа в группах.
В течение четвёртого, пятого и шестого дней экологические группы проводят исследования, обрабатывают результаты.
На седьмой день группы сдают свои научные отчёты и разработанные рекомендации в научный совет марафона. Члены научного совета отбирают наиболее интересные материалы для проведения заключительной научной конференции по экологии школы.
Восьмой и девятый день – подготовка выступлений и выступающих, создание мультимедийных презентаций.
Девятый день – проведение научной конференции по вопросам экологии школы.
Десятый день – подведение общих итогов марафона, экскурсии, встречи с представителями экологических организаций города, медицинскими работниками, встреча научного совета марафона с представителями администрации школы, обсуждение выявленных проблем и способов их решения.
Таким образом, данный марафон можно проводить в рамках экологической или биологической декады по плану работы школы.
В нашей школе №6 г.Надыма мы трижды проводили такой марафон в рамках всей школы и множество раз – по параллелям. И хочется отметить, что предложенная ученикам исследовательская работа всегда вызывала у них живой интерес и особо высокую коммуникативную и активность.
Мы предлагаем вниманию обзор одного из таких марафонов.
Цели экологического марафона
- Изучить экологическую обстановку в школе и прилегающей территории, выяснить влияние школьных и внешних экологических факторов на состояние учащихся.
- По итогам работы внести рекомендации по улучшению экологического состояния школы.
- Обобщить и углубить знания учащихся о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
- Сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
- Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории; а также формирование у учащихся активной гражданской позиции и воспитать экологически грамотных учащихся.
- Вовлечь в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.
Задачи марафона
- Выяснить, отвечает ли экологическая обстановка нашего учебного заведения статусу школы с углублённым изучением предметов. Для этого:
- Вовлечь учеников всех классов в научно – исследовательскую работу, способствуя активизации детского экологического движения «Росток» и научного общества школьников.
- Организовать для данной работы исследовательские экологические группы школьников во всех классах, группы учеников-консультантов из старших классов, чтобы максимальное количество обучающихся познакомилось с методикой научного исследования, с экологическими проблемами школы, приняло участие в их позитивном решении.
- Максимально широко охватить и рассмотреть все стороны исследуемой проблемы, работая с ученическими экологическими группами.
- Активизировать внимание школьников в области экологического состояния ближайшего окружения.
- Активизировать самоуправление в классах.
Этапы работы
Работа проходит в три этапа. Задача
первого этапа заключается в создании
экологических групп школьников во всех классах
школы, в разработке методики исследований и её
изучении исследовательскими группами. Второй
этап заключается в проведении самих
исследований. Третий этап – анализ результатов,
подведение итогов, составление рекомендаций по
вопросам улучшения экологического состояния
школы.
В процессе обработки результатов проводятся
постоянные консультации со школьными
медицинскими работниками, данные исследований
сопоставляются со стандартами СЭС.
Направления исследований
Исследования проводятся по двум направлениям.
Первое направление – изучение экологической обстановки школы, которое включает исследование чистоты воздуха в районе школы, запылённости воздуха в школьных помещениях, шумового фона, озеленения школы, проблем курения.
Второе направление – изучение влияния школьных экологических факторов на состояние учащихся, включающее исследование общего состояния школьников, влияния факторов внешней среды на утомляемость учеников в учебном процессе, изучение негативного воздействия компьютеров и телевизоров на состояние зрения, питания учащихся в столовой.
Мы предлагаем по итогам марафона сформулировать следующие выводы (на научной конференции или отдельным документом, озвучить по школьному радио).
Выводы (макет)
1. Уровень запылённости воздуха на
пришкольной территории и в школьных помещениях
[соответствует / не соответствует]допустимым
нормам. Причины.
2. Школьные помещения [достаточно / недостаточно]
озеленены, что [способствует / не способствует]
лучшей очистке воздуха от пыли и насыщению его
кислородом. Причины.
3. Достаточно [низок / высок] шумовой фон. Причины.
4. Организованное питание в столовой и
увеличенное время перемен [снимают / не снимают]
большинство проблем в этом плане. Причины.
5. Выявленные негативные факторы (курение,
радиационный фон от компьютеров) оказывают в
рамках школы [минимальное / иное] действие, так
как возможные места курения [контролируются / не
контролируются] администрацией, а излучение
компьютеров в кабинетах ИВТ [не превышает /
превышает] допустимые нормы.
6. Проведение исследований экологическими
группами показало, что подобная форма
деятельности вызывает очень высокую
заинтересованность учеников в отношении своего
здоровья и состояния окружающей среды.
7. В ходе комплексного изучения экологических
факторов школы было выявлено, что в данном
учебном заведении обстановка в целом [отвечает /
не отвечает] необходимым требованиям для
сохранения здоровья учеников, высокой
работоспособности и успеваемости.
На основе полученных результатов составляется экологический паспорт учебного заведения, в который вносятся итоги изучения отдельных экологических факторов и рекомендации по улучшению экологического состояния школы.
Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением отдельных предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в этих учреждениях, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятия) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на состояние здоровья учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.
Новизна проекта состоит:
- в самом объекте исследования, в том, что экология школы – недостаточно исследованный вопрос;
- в активном привлечении к научной работе экологических групп во всех классах, практически всех школьников;
- в разработке методического комплекса исследований, совместимого с возможностями школы и школьников;
- в изучении не только экологической обстановки школы, но и её влияния на состояние здоровья учащихся и эффективность учебного процесса.
Исследовательская часть проекта
Изучение чистоты воздуха в районе школы
Пыль – вредный экологический фактор,
разрушающий здоровье, хороший адсорбент
ядовитых газов и тяжёлых металлов,
способствующих развитию множества болезней,
снижению иммунитета. Пыль впитывает тяжёлые
металлы, которые вызывают раковые заболевания.
1. В районе школы взять пробу снега в чистую
банку или чистый пакет в объёме 1 литр
(снег слегка уплотнить). Обозначить её «Проба А».
2. Таким же образом взять пробы снега в каком –
либо жилом дворе и на улице
с интенсивным
движением. Обозначить их «Проба Б» и «Проба В».
3. В чистой посуде (например в банках) в тёплом
помещении перевести пробы снега А, Б, В в жидкое
состояние.
4. Для дальнейшего анализа в каждой пробе воды
(растаявшего снега) взять один и тот же объём
(например 200 мл. – объём стакана).
5. Приготовить прибор для фильтрования (штатив,
воронка, три фильтра).
6. Профильтровать пробу «А» (перед приливанием
каждой новой порции воды на фильтр, содержимое
пробы тщательно размешивать). После фильтрования
осторожно вынуть фильтр из воронки и развернуть.
7. Сделать то же самое с пробами «Б», «В».
8. Сравнить количество осадка на фильтрах «А»,
«Б», «В», уровень их затемнённости.
9. Сделать вывод о чистоте воздуха в районе школы.
Изучение запылённости воздуха в школе
Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.
Технологическая карта исследования:
1. В понедельник после первой смены (или вечером) закрепить одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении.
а) в коридорах
б) в вестибюле
в) на лестницах
г) в кабинетах (число кабинетов – на усмотрение
экспериментаторов).
Полоски предварительно пронумеровать.
Липкая сторона должна быть расположена так,
чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе
пыль.
Выберите такую высоту, чтобы не сорвали полоски
за день.
2. В пятницу утром или после обеда (как вам удобнее) – снимите полоски, не сгибая их, и наложите клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски, наклеивайте их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подпишите, откуда какая полоска.
3. При ярком свете изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:
а) где у нас в школе самые запылённые места и где
– самые чистые;
б) выясните причины высокой и низкой
запылённости.
4. Сделайте предложения по борьбе с пылью.
Изучение шумового фона в школе
Необратимые разрушения коры головного мозга (умирают клетки, разрываются связи). Шум вызывает стрессовые состояния, нарушающие психические и физические функции. Шум – почва для развития неврозов. Шум вызывает усталость, снижение внимания.
Технологическая карта исследования:
1. Отметить уровень шума на переменах по 3- или 5-балльной шкале:
а) в коридорах;
б) в кабинетах.
2. Сделайте выводы: где наибольший и наименьший уровень шума.
3. Выясните, имеет ли отрицательное влияние шум в классе и в коридоре на работоспособность обучающихся на уроках..
4. Является ли музыка на переменах:
а) шумовым фактором, мешающим отдыху учеников;
б) способствует отдыху.
5. Внесите ваши предложения по снижению уровня шума на переменах:
а) в коридорах, б) в классах.
Изучение проблемы курения в школе
Некурящие в присутствии курильщиков тоже отравляются; более того – они являются полноценными курильщиками (только пассивными). Табачный дым содержит вещества, отравляющие организм и вызывающие рак.
Технологическая карта исследования:
1. На крыльце, в мужском и женском туалетах, незаметно пересчитать курящих учеников:
а) на каждой перемене;
б) после уроков.
2. Сделать выводы:
а) когда курят больше всего;
б) сколько всего человек курят в течении смены.
3. Провести анкету в своём классе или другом 9 классе:
а) Сколько раз в день курите?
б) С какого возраста?
в) Если вы курите, то
– хотите ли вы курить, или …?
– это зависимость (хотите бросить, но не можете).
4. Изучить степень задымлённости коридоров в районе туалета.
5. Сделать вывод о вреде курения в школе для некурящих; провести в случае необходимости профилактику курящих и пропаганду.
Озеленение школы
Растения – фактор, присутствие которого улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, способствует формированию необходимых условий для хорошего состояния учащихся на протяжении всего учебного дня.
Технологическая карта исследования:
1. Подсчитать количество кабинетов.
2. Составить списки числа цветов в каждом
кабинете.
3. Определив названия растений, сделать списки по
отдельным видам.
4. Дать оценку по уходу за цветами.
5. Сделать вывод об уровне растительности в школе
и её разнообразии, об условиях ухода; выяснить
каково влияние растений на общее состояние и
работоспособность школьников.
Изучение общего состояния школьников
Проблемы:
- Сильное снижение работоспособности у многих;
- Стрессы – чаще и легче случаются;
- Высокий уровень заболеваемости.
1. Провести анкетирование своего класса или других классов:
а) насколько хорошо или плохо вы чувствуете
себя в начале учебного дня (по выбранной шкале);
объясните причины (почему хорошо, почему плохо);
б) как вы чувствуете себя после уроков (по
выбранной шкале); объясните причины (почему
хорошо, почему плохо);
в) если ваше состояние ухудшилось, укажите, какую
роль в этом сыграли (указать влияние
этих факторов по выбранной шкале):
– отношения с другими людьми,
– шум на переменах,
– запылённость коридоров и кабинетов,
– духота в классе (нехватка свежего воздуха),
– неподвижное сидение на уроках,
– другие причины;
г) где вы живёте (куда смотрят окна большей части квартиры):
– на шумную улицу
– на тихую улицу или во двор;
д) сколько стоит машин утром и вечером в
вашем дворе, как они на вас влияют (шум, газы);
е) лучше ли вы чувствуете себя в кабинетах, где
много растений?
2. Сделайте выводы:
а) о главных причинах ухудшения общего
состояния учащихся к концу учебного дня;
б) о влиянии растений на состояние учащихся в
озеленённых кабинетах.
3. Внесите предложения:
а) о мерах улучшения состояния школьников, о
способах его подержания в норме;
б) о необходимости озеленения школы.
Изучение негативного воздействия мобильных телефонов, компьютеров и телевизоров на состояние зрения
Просмотр телепередач, электронные игры и работа на компьютере требуют напряжения зрения, чтобы рассмотреть отдельные элементы изображения. Частота строк и частота сканирования изображения глазным яблоком не совпадают, что требует от глаз особого напряжения. Часто завышаемая яркость свечения экранов мониторов и телевизоров разрушает клетки сетчатки, а электро-магнитное и радиационное излучение негативно сказывается на всех тканях организма в зоне облучения. Более того, положительный потенциал, образующийся на экране, «вымывает» отрицательные заряды клеток, что нарушает их нормальное функционирование и в буквальном смысле «разваливает» клеточный и тканевый иммунитет.
Технологическая карта исследования:
1. Провести анкетирование по двум вопросам:
а) сколько часов в день вы смотрите телевизор?
б) сколько часов в день вы работаете на
компьютере?
2. Обратиться к школьному врачу и взять данные о состоянии зрения анкетируемых учеников.
3. Найти связь между количеством времени, проведённом у компьютерных или телевизионных экранов, и состоянием зрения. Сделать выводы.
4. Выяснить в процессе сопоставления данных анкет и данных врача, что сильнее влияет на ухудшение зрения: телевизор, мобильный телефон или компьютер.
5. Внести предложения о предотвращении ухудшения зрения учеников.
Изучение питания школьников в столовой
Проблемы:
1. Ученики злоупотребляют газированными напитками. Их вред:
а) газ СО 2 образует в воде Н 2 СО 3 , которая способствует развитию желудочно-кишечных заболеваний, нарушает газообмен крови, снижая содержание О 2 в крови.
б) Многие газированные напитки содержат кофеин. Из-за них нервная система ученика приходит в перевозбуждённое состояние, в итоге – неустойчивое внимание на уроках., лёгкая подверженность стрессам, истощение психики.
2. Чипсы и тому подобные продукты содержат очень
много консервантов и других химических добавок,
отравляющих организм (красители, ароматизаторы и
т.д.). Зачастую мы предпочитаем перекусить в
буфете «ядохимикатами», чем нормально поесть в
столовой (горячее питание, здоровые продукты).
И ещё: зарубежные продукты часто худшего
качества чем российские.
Технологическая карта исследования.
1. На переменах изучите, что покупают дети в буфете. Определите, что они предпочитают:
а) газированные напитки или соки?
Спросите их, почему они выбирают тот или иной
напиток.
б) изделия столовой (пирожки, булочки и т.п.) или продукты с консервантами (чипсы, сухарики и т.п.)
2. Определите, каким образом питается большая часть детей:
а) в столовой (горячее питание),
б) в буфете (холодное, химически нездоровое
питание).
3. Сделайте выводы: как питается большинство школьников (правильно или неправильно);
4. Внесите предложения по решению данной проблемы (то есть как сделать питание в школе здоровым).
Изучение влияния факторов внешней среды на
утомляемость обучающихся
в учебном процессе
Цель: изучить влияние домашнего задания (учебной нагрузки), стрессов, курения на утомляемость учащихся в зависимости от степени активности образа жизни.
1. Анкетирование
Таблица № 1 – Степень активности образа жизни (поставить в соответствующей графе знак «+»).
Таблица № 2 – Влияние внешней среды.
Пояснение: анкетируемые отмечают по 3 – бальной шкале, в какой степени влияют указанные факторы на их работоспособность (внимание, запоминание, ясность мышления, общее самочувствие) во время уроков. (0 – никакого влияния, 1 – слабое влияние, 2 – сильное влияние, 3 – очень сильное влияние).
1. Определить возможные соответствия
(корреляции) между данными таблиц.
2. Сделать выводы о влиянии внешних негативных
факторов на работоспособность учеников на
уроках.
Итоги экологического марафона (макет отчёта)
Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию раковых заболеваний. Она раздражает дыхательные пути, ускоряя развитие ОРЗ, вызывая аллергические реакции, снижает уровень иммунитета. Поэтому количество пыли в помещении является важным показателем его экологического состояния.
Как же обстоят дела в нашей школе? Экспресс –
анализ запылённости школьных помещений,
проведённый учениками _____ класса, показал, что
содержание пыли в воздухе наших учебных
кабинетов не превышает допустимых санитарных
норм.
В целом воздух благоприятен на 1, 2, 3 и 4 – этажах,
несмотря на то, что на некоторых этажах постелены
ковры. На лестницах по сравнению с этажами и
кабинетами содержание пыли больше, но не
превышает поставленных требований. К кабинетам
никаких возражений, экологическое состояние
отличное. Обстановка в школе по отношению к этому
экологическому фактору полностью отвечает
санитарным требованиям.
Экологи _____ классов исследовали состояние воздуха в районе школы в сравнении с уровнем его пылевого загрязнения вблизи автомобильных дорог. Что и следовало ожидать, атмосфера около школы очень благоприятна по сравнению с территориями около проезжей части. Растения – хорошие защитники тротуаров от пыли. Берегите зелёные насаждения, не вытаптывайте траву на газонах, озеленяйте наш город. В этом – не только красота улиц, но и залог нашего здоровья. Каждая новая травинка, каждый новый лист на ветвях – те новые и новые капли здоровья, наполняющие нашу жизнь полноценным содержанием. Пусть наш город будет чистым! Педагогический и ученический составы отметили разнообразность и количество цветов в школе, и считают, что это и придаёт некий уют на этажах и в кабинетах.
Экологические группы _____ классов изучали общее состояние учащихся в школе.
Здесь имеются проблемы: снижение работоспособности у многих учеников к концу смены, участившиеся стрессовые ситуации. По данным анкетирования и наблюдений выяснилось, что отрицательными факторами по данным проблемам являются: неподвижное сидение на уроках, учебные нагрузки, большое количество автомашин во дворах жилых домов, чьи шум и газы отрицательно влияют на общее состояние, на учебную деятельность.
С другой стороны экологи отмечают, что кабинеты, в которых находится много растений, заметно способствуют улучшению общего состояния, реабилитации после воздействия указанных выше негативных факторов, повышают работоспособность.
Указываются две причины данного явления: эстетический эффект и чистый воздух. Также нужно отметить, что большое количество школьников уделяют огромное внимание занятиям в спортивных секциях, что очень влияет на общие показатели школы. Степень утомляемости во время школьных занятий средняя (в зависимости от категории классов).
Очень вреден для человека шум. Оказывается, он
производит необратимые разрушения в коре
головного мозга: умирают клетки, разрываются
нейронные связи. Шум незаметно вызывает стресс,
нарушающий физиологические и психологические
функции, является благоприятной почвой для
множества неврозов, вызывает усталость, понижает
внимание. Наши экологи проводили исследования
шумового загрязнения школьной среды. Оказалось,
что более шумным является по сравнению с
остальными этажами ____ этаж, а самыми спокойными
– _____ и _____. Согласно опросу, шум оказывает
отрицательное влияние и на общее состояние, и на
дальнейшую работу на уроке. В этом плане музыка
на переменах всеми отмечается не как шумовой
фактор, а фактор, способствующий отдыху, поднятию
настроения перед уроком, формированию
своеобразной бодрости и настрою, что немало
важно для состояния ученика. В целом учащиеся
отметили, что шумовой фактор не составляет в
нашей школе никакого влияния, т.е. шумовой фон
предельно низок.
Необратим вред телевизоров и компьютеров
здоровью человека – зрению. Не обошла эту
проблему и моя работа. Исследовательским группам
вывод по этому поводу было сделать очень трудно.
У ___% опрошенных нет компьютеров, но тем не менее
состояние зрения нарушено.
Большое негативное влияние на состояние зрения оказывают телевизоры, компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны.
Много экологических проблем возникает сегодня и по поводу питания учеников. Сейчас стали злоупотреблять газированными напитками, гамбургерами, хот-догами и тому подобными «блюдами», совмещающими несовместимые продукты.
Поэтому исследовательская группа ____ класса решила изучить, как обстоят у нас в школе дела с питанием учеников. Оказалось, что все перечисленные проблемы касаются и нас. Посещают столовую ____% учащихся. Горячее заказывают около _____%. Из всех выпиваемых нами напитков менее половины приходится на газированные, кофеиносодержащие напитки (кока-кола и т.п.). Но зато наши ученики меньше употребляют консервантов, предпочитая родные школьные пирожки, пиццы и другие булочки заморским деликатесам.
Многие вообще не имеют представления о вреде газированных напитков. Многие не знают, что горячая пища полезнее холодной, и холодные блюда приобретаются в три раза чаще, но это не мешает питаться нашим ученикам правильно в столовой – _____%.
Да, экологическая обстановка сегодня часто преподносит нам сюрпризы. Но одно дело, когда мы оказываемся в нездоровой среде по независимым от нас обстоятельствам или по незнанию, и другое дело, когда мы сознательно, изо всех сил, надрываясь и кашляя от натуги «запихиваем» ядохимикаты в свои лёгкие, отравляя организм, культивируя в себе раковые процессы.
Исследователи – экологи ____ класса провели изучение этого вопроса в нашей школе. И вот к чему пришли: некоторые ученики выкуривают в день по _____ сигарет. То, что курят уже с 12 – 13 лет, а то и раньше, никого не удивляет. В течение учебного дня курят ____ мальчиков и ____ девочек, но так как в школе строгий контроль за туалетами и крыльцом, то курящие бегут в ближайшие подъезды. Следовательно, не подвергая окружающих вредному воздействию табачного дыма. Но был установлен также контроль за подъездами, то есть пришкольной территорией и признаков курения в учебное время нет.
Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к своему здоровью, окружающей среде, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений по изучению окружающей середы, применению теоретических знаний на практике.
В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка полностью отвечает необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников и высокой работоспособности в процессе углублённого изучения предметов.
Решение проблем (макет проекта)
По итогам работы был проведён семинар в составе Школьного ученического совета, Научного совета экологического марафона и представителей исследовательских групп для решения проблем. В этом приняли активное участие и представители педагогического коллектива. Предложения по улучшению экологической обстановки и её поддержанию в школе явились предметом дискуссии, по итогам которой был составлен план необходимых мероприятий [приводится план мероприятий].
По результатам исследования экологической чистоты воздуха было решено: [чаще проводить влажную уборку, в особенности – лестниц; разместить больше цветов на лестницах и этажах; проветривать помещения школы, до занятий, во время и после; использовать в ночное время кварцевые лампы для уничтожения микробов].
Так как шумовой уровень [не превышает / превышает допустимые нормы, были проведены [дополнительные разъяснительные беседы о пагубной роли шума на переменах].
По поводу питания приняты следующие меры: [проводить беседы и лекции о правильном питании; увеличить перемены до 15-20 минут, чтобы ученики могли спокойно приобрести и поесть горячие блюда; провести беседы с родителями школьников о здоровом питании детей в учебное время]. По данным медицины школьник должен обязательно получать полноценное горячее питание в течение учебного дня, иначе у него будут развиваться желудочно-кишечные заболевания, снизится резистентность к учебным нагрузкам.
По поводу зрения ученикам были предложены инструкции для его улучшения.
Для ликвидации проблем, связанных с курением, был установлен [строжайший контроль за туалетами и близлежащими подъездами; проведены индивидуальные беседы с курящими, лекции по этой теме].
Школа – наш дом, и каким он будет, таким будет наше здоровье, наше будущее.
Солнечная электростанция в школе Liwa, ОАЭ
Liwa International School стала первой экологичной школой Объединенных Арабских Эмиратов. Учебное заведение получило высокую оценку за представленные экопроекты на Всемирном саммите по энергетике будущего (World Future Energy Summit), большинство из которых реализуются ежедневно.
К примеру, каждый день более 4000 литров сточных вод отправляются на очистку. После двойной фильтрации вода используется для полива и орошения более 35 тысяч насаждений. Растения поглощают углекислый газ и спасают от жары, а также помогают поддерживать температуру в классах ниже уличной на несколько градусов.
Снизить потребление электроэнергии удается благодаря сотне солнечных панелей. В сутки станция вырабатывает около 78 киловатт в час. Эта энергия накапливается и затем используется для водоочистных сооружений и освещения территории школы в темное время.
Каждый день ученики самостоятельно заботятся о чистоте школьных площадок. В рамках экологического клуба дети рисуют плакаты о вымерших или находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.
Кампус для экозанятий в школе Trivandrum, Индия
Международная школа Trivandrum в Индии выделила отдельный кампус для экологических занятий. Акценты делаются на борьбу с загрязнением окружающей среды и рациональное потребление природных ресурсов.
Trivandrum International School одной из первых в Индии перешла на использование дождевой воды, которая удовлетворяет более 50% потребностей школы. Также обработку проходят сточные воды.
Собственная органическая ферма снабжает школу овощами и зеленью, выращенными с использованием биоудобрений. Обеды готовятся без консервантов и красителей, потому большая часть отходов с кухни отправляется в компостную яму или биогазовую установку. Все эти процессы становятся частью практических занятий с детьми и подростками.
Школе также удалось освободиться от использования пластика: здесь используются разработанные учениками бумажные мешки, которые можно перерабатывать, а также одноразовые мусорные баки.
Есть в школе и своя «зеленая» традиция: каждый выпускник получает по два саженца дерева, чтобы высадить их на территории в рамках церемонии по случаю окончания школы.
Бамбуковая школа Panyaden, Таиланд
Начальная школа Panyaden появилась в том месте, где когда-то был фруктовый сад. Все помещения учебного заведения построены из бамбука, камня и сырцового кирпича (глина, смешанная с песком и рисовой шелухой), а по форме напоминают листья папоротника. Природные материалы обеспечивают естественное охлаждение и вентиляцию помещений, в них нет кондиционеров.
Стены классных комнат снаружи сделаны из самана и мелиорированного стекла от бутылок и стиральных машин. Рамы окон ― из переработанной древесины твердых пород. Столовая и актовый зал находятся буквально под открытым небом и укрыты лишь бамбуковым навесом.
Сточные воды очищаются и используются для поливки сада, пищевые отходы служат удобрением, а биогаз идет на получение энергии для приготовления пищи.
Школа одновременно вмещает 375 детей. Воспитанники изучают виды тропических растений, особенности кухни северной части Таиланда, а также учатся сажать рис и выращивать овощи без применения пестицидов, используя древесный уксус как средство от насекомых-вредителей.
Минимум бумаги и сбор поношенной одежды в школе Sing Yin, Гонконг
Экошкола Sing Yin из Гонконга помогает ученикам обрести базовые знания по экологии и предоставляет возможность практики охраны окружающей среды. На языковых занятиях школьники пишут сочинения о проблемах экологии, на уроках математики высчитывают затраты на защиту окружающей среды, а после физкультуры убирают футбольное поле.
Здание «зеленой» школы оснащено возобновляемыми источниками энергии ― фотогальваническими панелями и ветряками. В помещениях установлены энергосберегающие датчики движения и света, ограничено использование обогревателей и кондиционеров.
Школа сокращает потребление бумаги: ведет документооборот в электронном виде, использует чистую сторону листов офисной бумаги на черновики или для повторной печати, уменьшает число ксерокопий и не закупает бумажные полотенца.
На территории учебного заведения организован сбор поношенной одежды, пластиковых и алюминиевых банок, а также старой компьютерной техники. Американский Совет по экологическому строительству признал школу Sing Yin одной из самых «зеленых» школ планеты.
Овощи с местный грядок и раздельный сбор в школе Watkinson, США
Минимум затрат на энергию, чистый воздух и просторные учебные классы из переработанных строительных материалов. Экошколу Watkinson , площадь которой составляет 3500 квадратных метров, собрали из модулей за 6 месяцев. Тщательно продуманное пространство, залитое солнечным светом, позволяет экономить до 25% школьного бюджета.
Здание задумывалось как учебное пособие для детей. В процессе обучения основам экологии преподаватели используют системы модульного строения как пример бережного отношения к природе.
Школу питают 60 солнечных панелей: они производят больше электроэнергии, чем потребляет здание. Внутри применяются люминесцентные лампы, для освещения территории снаружи ― фонари с фотоэлементами. 90% чистящих средств, которые используются для уборки, экологически безопасны.
На территории кампуса организован раздельный сбор мусора. Так, издание школьной газеты из 100% переработанной бумаги и картона позволяет ежегодно спасать 60 деревьев. Вся офисная и газетная бумага измельчается и идет на компост.
В качестве удобрения используются и растительные отходы с кухни. Овощи для столовой поставляются прямо с учебных грядок. Раз в неделю в школе устраивают постный день, чтобы с помощью снижения потребления животных продуктов уменьшить углеродный след.
Солнечные плиты и утепленные сеном стены в школе Secmol, Индия
На высоте 3,4 километров над уровнем моря, вдоль реки Инд расположилась экошкола Secmol . Ее кампус был построен из местных строительных материалов ― камня и дерева, с соблюдением архитектурных традиций жителей исторической области Ладакх.
Проект не потребовал многомиллионных вложений. Экошкола Secmol демонстрирует, как можно жить в гармонии с окружающей средой, не нанося ей вред и вторично используя самые обычные вещи.
Теплоизоляцию помещений в холодное время обеспечивают окрашенные известью и черной краской стены. Кроме того, их утепляют сеном или отходами ― например, бумагой и пластмассой. В школе стараются придерживаться принципов ZERO WASTE. В качестве удобрения для выращиваемых овощей используют навоз от коров и компост, который получают с помощью построенных в виде сухих подземных камер биотуалетов.
Воду добывают из подземного ручья. Та, что непригодна для питья, идет на поливку овощей. В повседневной работе школы участвуют и ее ученики: они ухаживают за садом, занимаются уборкой, контролируют работу альтернативных источников энергии, готовят пищу на солнечных плитах. Занятия проходят в просторных и светлых классах, где нет парт.
Dunbarton ― самая «зеленая» школа мира-2015, Канада
Звание самой «зеленой» школы в мире в 2015 году по мнению U.S. Green Building Council получила экошкола Dunbarton из Онтарио. Высшей награды канадское учебное заведение удостоено и за форму ― за последние пять лет школу модернизировали, и за содержание учебной программы. Школьники не просто вовлечены в процесс, они являются инициаторами и руководителями экопроектов.
Старое здание, построенное в 1960 году, «озеленили»: установили энергосберегающие окна, освещение и солнечную систему подогрева воды. Также здесь была запущена программа переработки органических отходов.
В Dunbarton есть специальный сад для опыления растений, который привлекает бабочек и пчел, для последних в саду установлены специальные «домики». Экошкола принимает участие в Атлантической программе по восстановлению популяции лосося. Проекты финансируются на средства благотворителей, родителей и некоммерческих организаций.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Экологический проект
Мы – за чистый город
обучающаяся 10 класса
Шелудякова Анастасия
Научный руководитель:
учитель биологии и экологии
Карячкина Т.А.
г.о. Саранск
I. Введение………………………………………………………
1. Актуальность выбранной темы
2. Цели и задачи исследования
3. Предмет исследования. Проблемный вопрос
4. Гипотеза
5. Методы исследования
6. Этапы работы над проектом
II. Основная часть. Теоретический аспект...…………
Классификация отходов.
Обращение с отходами: сбор, вывоз, использование, обезвреживание.
Опасность отходов.
4. Что даёт переработка отходов для природы и человека
III. Основная часть. Практический аспект………………
Объект исследования.
Методика исследования: анкетирование.
Вопросы анкеты.
Анализ ответов. Выводы.
В чем польза раздельного мусора?
Внедрение системы раздельного мусора.
Для чего это нужно в нашем поселке?
Разработка плана проекта:
а) Сбор данных по переработке мусора. Вывод.
б) Составление плана.
IV. Заключение…………………………………………………….
V. Список литературы…………………………………………
I .Введение
Актуальность выбранной темы.
Актуальность темы бесспорна: каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический горожанин за год в среднем производит около 300 кг или 1,5 м 3 отходов в год. По весу это сравнимо со средним лосем, а по объему – с тремя большими холодильниками. Представьте, сколько отходов образуется в многоквартирном доме. А сколько домов в нашем городе? По официальным данным, в России выбрасывается 40 млн. тонн бытовых отходов в год (т.е. отходов жилого сектора). Всего же на свалки поступает более 4,5 млрд. тонн мусора ежегодно. Помните, что отходы города складываются из отходов каждого жителя. Сюда не входят ни строительные, ни промышленные отходы. Причем мы выбрасываем мусор как организованно (в помойные ведра, урны и т. д.), так и неорганизованно. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, а также в гниющих и разлагающихся пищевых продуктах, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источника питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, и прочие ядовитые вещества.
Из всех глобальных экологических проблем, с которыми человечество вступило в 21 век: демографический взрыв, озоновый слой, кислотные осадки, рост бытовых отходов, истощение ископаемых природных ресурсов, дефицит чистой пресной воды и др., на сегодняшний день актуальной считается проблема роста бытовых отходов.
Опыт мировой практики захоронения количества твердых бытовых и промышленных отходов на полигонах и свалках: России до 90 %, США - 73 %, Германии - 70 %, Японии - 30 %. Возрастающее накопление твердых бытовых отходов приводит к увеличению выбросов парниковых газов, загрязнению грунтовых вод, что относится к числу наиболее острых экологических проблем.
Цели и задачи.
Цель: доказать необходимость раздельного сбора мусора в поселке.
Задачи.
Составить анкету и провести социальный опрос среди учащихся школы №6
Проанализировать результаты анкетирования.
Изучить программу «Раздельный мусор».
Предмет исследования. Проблемный вопрос.
Предмет исследования: сбор мусора в поселке Пушкарские выселки
Проблемный вопрос: повлияет ли раздельный сбор мусора на экологическую ситуацию в городе.
Гипотеза.
В начале исследования я провела анкетирование, в результате которого оформилась гипотеза: если организовать сбор раздельного мусора в поселке, то это скажется благоприятно на экологической ситуации города Саранск.
Методы исследования.
1. Поисковый метод:
Использование ресурсов Интернета
- Нахождение информации о загрязнениях и реализации проекта «Раздельный мусор»
2. Мониторинговый метод:
- Анкетирование
- Анализ статистики заболеваемости
6. Этапы работы над проектом.
1. Определение области исследования.
2. Сбор необходимой информации.
3. Проведение анкетирования и тестирования.
4. Определение структуры исследовательской работы.
5. Подведение итогов.
6. Оформление работы.
II . Основная часть. Теоретический аспект
Классификация отходов.
Разделение мусора (разделительный сбор мусора, сортировка мусора, разделение отходов) и выборочный сбор отходов - действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избежания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить его разложение, гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду (Википедия).
Сегодня мусор становится более опасным и токсичным, ни какие микроорганизмы не способны его разложить. Сегодня активно ведутся поиски микроорганизмов, которые способны разлагать пластик, он занимает огромное количество площадей и просто не разлагается в природе.
Классификация мусора по степени опасности выполняется для различных материалов:
Загрязнителей воды
Загрязнителей воздуха
Химических веществ
Все отработки могут классифицироваться на следующие классы:
Чрезвычайно опасные отработанные материалы
Высоко опасные материалы
Умеренно опасные отработанные материалы
Малоопасное утильсырье
Практически неопасные вещества
III. Основная часть. Практический аспект исследования.
В начале исследования я провела анкетирование среди молодого поколения, которое впоследствии составит основное население нашего поселка, так как важным пунктом в плане является общественное мнение и готовность к селективному сбору мусора. Именно опрос стал основой для моего проекта.
Для проведения анкетирования были выбраны учащиеся МАОУ СШ № 3 / возраст 14- 17 лет/.
Обращение с отходами: сбор, вывоз, использование, обезвреживание.
В любом случае, цивилизованные страны давно пришли к выводу, что мусор надо грамотно утилизировать и перерабатывать. В России, несмотря на бескрайние просторы, мусор тоже становится серьезной проблемой. В российской думе обсуждается законопроект, согласно которому будет введен раздельный сбор мусора, причем у отходов появится хозяин - тот, кто должен отвечает за них на каждом этапе, от сбора до переработки. Ведь в настоящее время свалками заняты многие привлекательные пригородные территории. Поэтому власти крупных российских мегаполисов уже сейчас озадачиваются этой проблемой, начиная приучать жителей к сортировке бытовых отходов. Так рассматривается предложение по организации в новостройках на каждом этаже специальных сортировочных комнат, где каждый житель мог бы разделять свой мусор. Одновременно с этим идет строительство мусороперерабатывающих предприятий, на которых планируется получать и заново отправлять в промышленное производство вторсырье: макулатуру, черные и цветные металлы и многое другое. Но, к сожалению, в обществе ощущается как нехватка экологического образования у людей, так и нехватка урн раздельного сбора мусора на городских улицах.
Стратегией будущего следует считать в первую очередь воспитание в среде молодого поколения, бережного отношения к природной среде, расширение знаний, навыков и жизненной необходимости по управлению технологическими процессами, поисков новых проектных решений по раздельному сбору отходов и их переработке, которое обеспечит интересы нынешнего и будущего поколений и сохранит природу планета Земля. Ведь
переработка позволяет: 1) экономить ценные природные ресурсы, необходимые для производства любого товара; 2) экономить воду и энергию при производстве товаров из вторичного сырья; 3) сократить отходы, образующиеся в результате добычи ресурсов и производства товаров; 4) сократить количество свалок и многое другое. Но повсеместная переработка отходов возможна только в результате их разделения в месте их образования, т.е. у себя дома, на работе, улице, предприятии. Это и называется раздельным сбором отходов (РСО).
Использование отходов
В ХХ веке количество отходов производства и потребления росло так быстро, что образование отходов стало важной проблемой больших городов и крупных производств. Наряду с большим количеством отходов стал остро вставать вопрос о нехватке природных ресурсов. Селективный сбор и последующее использование вторичных ресурсов частично помогает снизить нагрузку на окружающую среду и решить вопрос с дополнительным получением сырья.
Обезвреживание отходов
Некоторые отходы требуют обезвреживания перед размещением на свалках, полигонах или в отвалах.
Одни из самых объёмных промышленных отходов - это отходы углесодержащие. Современные научные разработки позволяют обезвреживать большую часть промышленных отходов, уменьшать их объем и обеспечить максимальную безопасность. Сегодня обезвреживание опасных отходов можно провести термическими, физико-химическими, химическими и другими способами. Так, при помощи окислительно-восстановительных реакций, реакций замещения происходит перевод различных токсичных и опасных соединений в нерастворимую форму.
Опасность отходов.
Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.
Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и других документов.
Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:
Отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей природной среды.
Класс опасности вредных веществ - условная величина, предназначенная для упрощённой классификации потенциально опасных веществ. Класс опасности устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Для разных объектов - для химических веществ, для отходов, для загрязнителей воздуха и др. - установлены различные нормативы и показатели.
Что даёт переработка отходов для природы и человека
При изготовлении продукции из вторичного сырья сокращается потребление невозобновимых ресурсов, таких, как: металлы, нефть, природный газ, древесина и др.
Это помогает защитить природные территории и разнообразие форм жизни на Земле.
Обычно производство продукции из вторичного сырья требует гораздо меньше энергии, чем производство из первичного сырья. В результате сокращения количества затраченной энергии уменьшается загрязнение воздуха и воды.
Также уменьшаются и другие виды загрязнения, например, от стоков воды при разработке месторождений, эрозия почв и попадание химических элементов при добыче сырья.
Благодаря вторичной переработке значительно сокращается количество отходов, поступающих на полигоны ТБО. Это позволит продлить срок службы полигонов и сократить занимаемую ими площадь, например, переработка одной тонны ПЭТ бутылок сохраняет около 4м 3 территории полигона ТБО.
Методика исследования.
а) Анкетирование
Для исследования готовности подростка, учащимся была предложена анкета, отвечая на которую ученики должны были рассказать о своем отношении к раздельному сбору мусора.
Вопросы анкеты.
1. Часто ли вы покупаете продукты в пластиковых упаковках?
2. Согласились бы вы сдавать бумагу в пункт сдачи макулатуры?
3. Положительно ли вы относитесь к раздельному мусору?
4. Возможно ли реализовать «раздельный мусор» в поселке?
5. По вашему мнению, стоило бы возобновить сдачу стеклянных бутылок?
6. Соблюдаете ли вы чистоту на улице, в парках, в лесу и т.п.?
7. Согласились ли бы вы на добровольной основе убраться у своего дома?
8. Готовы ли вы сортировать бытовые отходы своей семьи?
9. Что бы побудило вас сортировать мусор?
Результаты анкетирования. Анализ ответов.
Общий вывод: очевидно, что 100% раздельный сбор, то есть участие в нем всего населения, невозможен. Таким образом, на практике может быть реализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельно собранных, так и смешанных отходов. При этом, чем выше будет доля граждан, участвующих в сортировке отходов в местах их образования, тем ниже будут издержки на переработку отходов.
В чем польза раздельного сбора мусора?
Во-первых, это забота об окружающей среде. Загрязнения отрицательно сказывается на здоровье человека, тем более в современном мире. В России отходы утилизируются методом сжигания, и все вредные выбросы попадают в атмосферу. Но помимо этого мусор долго разлагается (особенно пластик). Если человек будет оставлять его на лесных территориях, это ухудшит плодородие почвы. Вот поэтому важно не только собирать раздельный мусор, но и приучать к порядку на природе.
Во-вторых, вторичная переработка. Чем больше производства будут использовать вторичное сырье, тем больше природных ресурсов мы сохраним; сократится количество выбросов в атмосферу от сжигания мусора; улучшится экологическое состояние населённых пунктов.
Саранск вместе с населенными пунктами, подчиненными его администрации, имеет индекс здоровья 35 % , занимая последнее 23-е место среди административных районов Республики Мордовия. Всего из 19 исследуемых параметров 63 % показателей на территории Саранска являются наихудшими или превышают среднее значение по республике.
В муниципальном образовании г. Саранск, где в настоящее время проживает 346,4 тыс. жителей, или 37 % населения республики, сложилась сложная экологическая ситуация. Территория города находится в области интенсивного аэрозольного, водного, шумового и теплового загрязнения.
В-третьих, сокращение заболеваний. Наше здоровье напрямую зависит от состояния окружающей среды. Селективный сбор мусора и использование вторсырья – вот ключ к здоровому поколению.
В-четвертых, сокращение затрат. При поставке мусора тратится много средств на его транспортировку и сжигание. Раздельный сбор мусора позволит сократить расходы, т.к. многие производства вторсырья сами забирают отходы из мусорных контейнеров.
Вывод: селективный сбор мусора благоприятно влияет на окружающую среду и здоровье человека, сокращает расходы, что является важным для общества.
Внедрение системы раздельного сбора мусора.
Публичные слушания;
Розданы брошюры, календари, листовки;
Организованы выставки работ;
Вывод: Такой способ сбора мусора выгоден и удобен. Но важно заинтересовать людей, которые будут поддерживать новый порядок.
Как же будет происходить работа такой системы? Социологическому исследованию предшествовала экологическая акция, которая проводилась в школе с 2014–2016 гг. В ней принимал участие весь педагогический коллектив и учащиеся школы. В течение этих лет мы проводили исследования по проблеме отходов и их переработки. В рамках экологической акции были проведены:
Для чего это нужно в нашем поселке?
Казалось бы, поселок находится рядом с Ботаническим садом, лесополосой, небольшое промышленное производство. Зачем нам раздельный мусор?
Пушкарские выселки – растущий поселок. Во-первых, поселок находится рядом с аэропортом. Многие жители поселка посещают город довольно часто и, возвращаясь, хотели бы дышать свежим воздухом. Во-вторых, население растет, а с ним, растет и количество отходов. При населении в 1300 человек, примерно посёлок производит 1950 килограммов ежедневно. Невообразимо даже представить, сколько мусора в год образуется от нашего населения(711750кг). В-третьих, родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми. В-четвертых, помимо того, что есть выбросы от сжигания мусора, увеличивается и количество автомобилей. В-пятых, поселок находится недалеко от шоссе, с обеих сторон объездные дороги, откуда также поступают выхлопные газы.
Вывод: необходимость в селективном сборе мусора существует. Изучив «плюсы» программы, мы видим, что она поможет улучшить экологическую ситуацию поселка, так как улучшится ситуация в городе.
«Миллион за раздельный сбор».
Данный проект я обнаружила, исследуя сайт «Greenpeace». Его цель - собрать миллион подписей под обращением к мэрам городов и губернаторам регионов с требованием сделать обязательной установку баков для раздельного сбора мусора в каждом дворе, закрепить такой способ обращения с отходами законодательно и утвердить правила вывоза мусора и нормального обслуживания площадок, где собираются отходы.
«Говоря о раздельном сборе, мы подразумеваем решение конкретной проблемы, которая касается каждого из нас, нашего дома, двора, города. Ведь раздельный сбор - это в первую очередь здоровье наших детей, которым не придется вдыхать отравленный мусоросжигательными заводами воздух. Это наш чистый двор, это парки, которые будут окружать наш город». («Greenpeace»)
Проект начался совсем недавно, но уже набирает обороты. Мы можем принять участие в этом и внести свой вклад в защиту окружающей среды.
Разработка плана проекта для поселка Пушкарские выселки.
Для разработки плана проекта мне необходимо было найти информацию о продуктах, подходящих для вторичной переработки. Также после каждого указана информация о пунктах приема.
Макулатура – отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.
В республике 2 пункта приема макулатуры на ул. Промышленной-1 и ЗАО «Энергия»- ул. Пролетарская д. 132, которые принимают разного вида макулатуру: бумага, картон, книги (с твердым переплетом и без), типографическая макулатура и прочее. В каждой компании есть самовывоз (минимальный – от 200 кг.). Как указывает информация на сайтах, цена зависит от качества бумаги. Есть также ещё организации, оставляющие объявления в социальных сетях.
Таким образом, есть пункты приема макулатуры в нашем городе и недалеко от нашего поселка, а, следовательно, сдача бумаги может быть реализована.
Бытовые отходы
– вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования после бытового использования продукции попадают на полигон.
Пластик – органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Исключительно широкое применение получили пластмассы на основе синтетических полимеров.
Большая недоработка региона - ничтожно малое количество пунктов приёма пластика. Как показали результаты поиска в Интернете, есть компании в Саранске ООО «МордовВторРесурс», ООО «ВторПластмас» ул. Пролетарская, д. 130, которая принимает пластик для переработки.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (закон "Об отходах производства и потребления"). Одна маленькая батарейка, разлагаясь на свалке, портит 400л воды.
Пункты приема вторсырья в Мордовии: Мордовская Заготовительная компания, ул. Промышленная1-ая, д. 41, ООО Мордовский экологический комбинат, Александровское шоссе 30, МРК, центр переработки вторсырья, ул. Строительная, 1.
Утилизация аккумуляторов – «РегионЮгЭко» ул. Осипенко 8 . ООО « Ведущая утилизирующая компания» ул. Советская, 109
Стекло – вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, - универсальный в практике человека. Прием стеклотары в Саранске может существенно повлиять на экологическую обстановку в городе и улучшить экономическую составляющую. Рациональная утилизация стеклотары, её повторное использование выгодно местным предприятиям. Среди них производитель пива «САН ИнБев», консервный завод «Саранский» и молочный комбинат «Саранский».
Утилизация бытовой техники – С течением времени предметы быта начинают выходить из строя, ломаться и если есть возможность устранить неполадку, то какое-то время их еще можно будет эксплуатировать. А если поломка серьезная и прибор остается только выкинуть? Здесь каждому стоит помнить, что несанкционированный выброс грозит серьезным штрафом, но самое главное – огромный вред принесут содержащиеся в устройствах ядовитые вредные соединения, которые под воздействием погодных условий попадут в почву и нанесут колоссальный ущерб окружающей среде. В Саранске прием утилизации бытовых приборов и предметов производят компании ООО «Промэкотехнология», ООО « Русутилит», ООО «ГриКонтрольУтилизация», которые имеют специальные разрешения и лицензии для осуществления этих действий. Помимо этих предприятий большую помощь в сборе и утилизации техники от населения оказывают магазины электронного оборудования, такие как Эльдорадо и М.Видео.
Вывод: исходя из предоставленного материала, проект «Раздельный мусор» может существовать, так как существуют подходящие условия и желание людей принять участие в продвижении программы.
План проекта.
На основе собранного материала я разработала план проекта по реализации селективного мусора в поселке.
Подготовительный этап.
Общение с жителями поселка. Для этого необходимо провести социальный опрос, готовы ли они к таким переменам. Важно привлечь молодежь, которая сможет провести агитационные бригады в школах и на улицах, рассказав о пользе раздельного сбора мусора. К тому же, именно эта молодежь и составляет половину населения поселка. Следовательно, они сделают привычным селективный мусор в своих семьях.
Необходимо заручиться поддержкой поселковой администрации в спонсировании и помощи в реализации данного проекта.
Связаться с фирмами, готовыми принимать мусор. Узнать, смогут ли они самостоятельно вывозить его.
Оборудование площадок и покупка контейнеров для сбора мусора.
IV. Заключение
Таким образом, изучив большой теоретический материал, результаты анкетирования, мы подтвердили гипотезу, что если организовать сбор раздельного мусора в поселке, то это скажется благоприятно на всем городе. Благодаря ей улучшится экологическая ситуация и города, и посёлка. Увеличится количество здоровых детей и взрослых.
Очевидно, что все население не будет участвовать в проекте. На практике может быть реализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельно собранных, так и смешанных отходов.
V. Список литературы
1. www.greenpeace.org/russia/ru/
2. www.wikipedia.org
3. http://www.new-garbage.com/
4. http://www.ecoteco.ru/
5.http://nizhniynovgorod.tradeis.ru/industry/cat/utilizaciya_otkhodov_vtorsyrjo
Реализация – результаты проекта.
Вывод: этот план является основой для будущего проекта.